В пригороде Перми расположено село Кояново. Жители его по большей части башкиры, потомки племени гайнэ. Гайнинские башкиры, самые северные из башкир, осели в бассейне реки Кама на излете XIII века, а может и раньше. Занимались по первости скотоводством и хлебопашеством. Когда гайнинцы освоили геологию, то есть стали рудознатцами, доподлинно не известно, только в XVIII веке это занятие выделило их из всех прочих народов, населявших в то время Урал. Три царских Указа 5 марта 1736, 10 марта 1741 и 14 августа 1745 - видимо цари сменяясь, подтверждали прежние распоряжения - освобождали жителей села Кояново "от всякой службы, обязательной для всего татаро-башкирского сословия". Кояновцы не призывались на военную службу и не платили соляной налог. Они работали исключительно на рудных промыслах, как уникальные специалисты.
В те годы едва ли не самым крупным рудопромышленником в регионе был Исмагил Тасимов(Исмәғил Тасим улы), выходец из клана Гайна́ (Ғәйнә).К середине века под его руководством башкиры Кояново разрабатывали 310 рудников, из них 234 рудника принадлежали непосредственно местным жителям. Тогдашние "олигархи" - дворяне прикормившиеся у трона - зарились на башкирское богатство. Предприниматель Тасимов стал представителем своих соплеменников в противостоянии с русскими рейдерами. Случались и схватки на местности, грабежи, драки, а судебная тяжба тянулась почти тридцать лет. Началось дело при императрице Елизавете, а закончилось на излете правления Екатерины.
Вот с Екатериной Великой у Исмагила Тасимова сложились вполне плодотворные отношения. И это не то, о чем подумали сейчас любители подковерных скабрезностей. Тасимов предложил императрице учредить горное училище по типу кадетских корпусов для подготовки квалифицированных кадров горных заводов. В 1771 году он обратился с прожектом в Берг-коллегию, а в 1773 году - не скоро крутилась бюрократическая машинка - Екатерина II подписала указ об открытии Горного училища, первого в российской истории технического вуза. В настоящее время это C.-Петерб. горная академия им. Г.В.Плеханова.
Спустя 100 лет по случаю празднования юбилея вуза, Академик Д.И.Соколов, выпускник Горного кадетского корпуса, писал: Учреждение в России заведения, предназначенного к образованию рудокопов и плавильщиков, составляет один из тех примеров, что события важнейшие нередко совершались от причин самых ничтожных. Кто бы поверил, что полудикий башкирец из дымного аула своего положил первый камень в основании горного корпуса".
Невежественный академик называет полудиким специалиста, опыт и знания которого легли в основу "Свода горнозаводских судебных законов нового Уложения Российской империи". Работа эта началась в 1755 году, и вклад Исмагила Тасимова подтверждается архивными данными. Ну а "первый камень" - это четыре с половиной тысячи царских рублей на содержание училища, переданные только в первые три года. Прожект Тасимов сопроводил обещанием отчислять по полушке с каждого пуда медной руды, добытой на башкирских рудниках. В 1889 году горное училище перешло на бюджетное содержание. Всего за период с 1771 по 1789 годы Тасимовы на содержание училища внесли более 7 тыс. рублей.
Исмагил Тасимов покинул этот мир на рубеже 1773\1774 годов. Последнее, что мы знаем о нем - это оборона от Пугачевских войск села Верхние Муллы ( в 20 километрах от Кояново). Исмагил Тасимов, будучи далеко не молодым мужчиной, лично возглавил отряд из 140 человек с двумя пушками. Пугачевцы были разбиты и отброшены к Каме 30 декабря 1773 года.
О дальнейшей судьбе рудопромышленника сведений нет. Зато на его имидже потоптался самодеятельный поэт профессор вуза, основанного Тасимовым, Алексеев П.Н. Он опубликовал такие рифмы:
"Сто лет тому назад тогдашний горный мир\приятно изумил безграмотный башкир,\он подал от своих товарищей прошение\в России учредить такое заведение\чтоб рудокопам - им, безграмотным как сам,\давать указчиков по рудным им делам!"
Оскорбительные вирши увидели свет в 1873 году. Зарождавшаяся русская интеллигенция не могла принять "иногородца-иноверца" иначе, как полудиким и безграмотным. Мне про оскорбительные стихи и спичи рассказала хранительница краеведческого музея в селе Кояново. Позже я нашла подтверждение этим безобразиям в литературе. По сути, оболгав историческую личность, академик с профессором выставили себя круглыми двоечниками, а поэт еще и бездарем.
В советское время Исмагил Тасимов не был признан, очевидно из-за своей проимперской позиции. Известно, что роль Суворова в подавлении пугачевского бунта тщательно замалчивалась. Но всего Суворова из истории не стереть, а Тасимова - получилось. В настоящее время в каждом крупном городе Башкирии есть улица его имени, а в 2007 году в Горной академии открыта в память о нем мемориальная доска. Изображение Исмагила Тасимова не сохранилось по понятным причинам, он исповедовал ислам. Изучив внешность жителей села Кояново, специалисты вывели усредненный портрет, дающий представление о том, как мог бы выглядеть этот человек.
И вот еще что, надо сказать про клан Тасимовых. Они ж гайнинцы, а гайнинцы происходят от родоплеменного объединения тархан Волжской Булгарии, что свидетельствует об их этнических контактах с дунайскими и волжскими булгарами и венграми. Вот вам и безграмотные дикари, они Европу обустроили.