Девочка в седьмом классе. По программе – «Дубровский» Пушкина. Читает в электронном виде. Взрослые не обращают внимания: читает, ну и пусть читает.
Проходит время, и девочка говорит, что главный герой ей не понравился. И продолжила: он допустил, чтобы Маша обвенчалась с князем. А затем и появился, мол, вы свободны. А свободна ли?
Взрослые помалкивают и ждут продолжения рассуждения. Семиклассница «мыслит» дальше. Получается, что венчание в церкви для Владимира ничто. А это плохо. В конце повести он назвал бывших товарищей разбойниками, обругал их и укатил из России. «Так ему и надо», - заключила она. Это она рассказала о своих непосредственных впечатлениях, без школьного «анализа».
Вполне «взрослые» рассуждения.
Вы замечали, что мы часто смотрим на выросшего ребенка как на маленького? Наше сознание не допускает, что бывший маленький человечек формируется умственно, почти сформировался. Что у него есть система оценок, что он критически смотрит на жизнь и на людей, анализирует поведение родителей. Фиксирует у взрослых и положительные черты, и недостатки.
Наверное, наша «неспособность» видеть в ребенке «большого человека» - причина многих недоразумений.
Отсюда мелочная опека: не забудь шарф, еще раз напоминаю, как улицу переходить, не забудь поесть и т.д.
Ребенок вырастает, и снова: твоя девушка нам не нравится, на этой работе денег не заработаешь, твои друзья легкомысленные люди и прочее.
Иногда так поступают столетние родители со своими шестидесятилетними детьми. И дальше – по эстафете.
Я по себе знаю, что очень трудно освободиться от стереотипа «заботливости» и опеки. А это зачастую унижает детей, они пытаются сбросить путы, а мы обижаемся.
Мне кажется, что взрослые часто забывают свое собственное детство. А зря.
Подписаться на канал "Георгий Жаркой".