Найти тему
Наталья Баева

Фэнтези - война?!

Если неисчерпаемая тема Великой Отечественной - да в обожаемом подростками жанре фэнтези, это же - кратчайший путь к сердцу юного читателя? Или одно с другим всё же несовместимо, "как лёд и пламень"?

Именно такой смелый эксперимент предпринял Олег Верещагин в своей повести "Клятва Разведчика".

Борька Шалыгин - обычный современный подросток. Младший брат "поколения Пепси" - из тех, кому не положено иметь никаких интересов, кроме желудочных. Думать - боже упаси!

Как же он приобрёл эту вредную привычку? А в скаутском отряде. Было просто интересно - походы, костры, приёмы боя... а потом заметил, что наставник - отставной офицер, страдает, как от зубной боли, если кто позволит себе при нём плюнуть в прошлое. Неужели... коммуняка?

Нет, прямых разговоров не будет, но Борька начнёт смотреть чёрно - белое кино. И читать. И сравнивать. А потом...

Потом - единственное фантастическое допущение. Провал героя в 1942 год. В партизанский отряд. Здесь, в условиях, почти несовместимых с жизнью, люди - воюют. Не приспосабливаются, а - воюют! Будни войны описаны так, как не во всяких воспоминаниях - с кровью, смертями, антисанитарией... с населением окрестных деревень, которое партизан... ненавидит лишь чуть меньше, чем немцев. Немцы, может, хоть сразу убьют, а партизан кормить надо, когда и самим до весны, видно, не дожить. Дети уж точно не доживут...

-2

Но с каким изумлением Борька начинает понимать, что здесь ему, хотя и неизмеримо труднее физически, но легче - духовно! Дело не только в том, что здесь - романтика борьбы, чёткое понятие свой-враг. Нет, об этом думается меньше всего, это - данность. А вот насколько здесь другие люди! И эти "другие" - такие, какими и должны быть. Нормальные. Родные. И не только взрослые, а - самое удивительное - и ровесники. Пионеры.

Что в этих "боевых единицах" осталось детского? Устремлённость в будущее. В своих мечтах они живут в "после войны". Борька рассказывает у костра о компьютерах - и ребята восхищаются:
- Фантаст настоящий! Это даже ценнее, чем инженер. Сделать могут многие, а вот придумать...

-3

И как повезло, что Борька видел "Весёлых ребят": в соседнем отряде, чтобы доказать, что он - свой, пришлось назвать имя пастуха из фильма. А вот когда в отряд прилетел корреспондент Симонов, попаданец стыдливо спрятался за спины ребят: они спешили высказать свой восторг любимому поэту, а Борька о таком поэте даже не слышал. Нет его больше в школьной программе.

Думают ли в этом аду о любви? Не думать не получается, и трудно было не рассмеяться, когда один из мужиков объяснил свою самовольную отлучку в деревню "потребностью в женском поле". Но говорить ОБ ЭТОМ - не принято. Как, однако, изменились нормы...

А потом - окружение. Бой. Гибель. Трое пионеров и один скаут из 21 века не дадут врагу лапать свои галстуки - прячут их в жестянку и закапывают. Борька не признается, почему его галстук - зелёный. Скажет - с английским пионером обменялись на память.

И - возвращение в "счастливое завтра". В наше сегодня. Лечение в психушке от "ненормальности". Дело не в фантастической истории, которую рассказал Борька, а в его общей неправильности - совсем другом психическом складе, совсем другом отношении к людям и к жизни. Кем он теперь может стать? Только тихим сотрудником музея, участником поисковых экспедиций.

А где надо копать - он знает точно. Это по его подсказке под дубом найдут жестянку, а в ней - четыре галстука. Три красных, а один - необъяснимая загадка! Зелёный!

А 9 мая в Борьку вдруг вгляделся глубокий старик, увешанный орденами:
- Борька?! Шалыга?!

-4

И смутился:
- Прости, сынок. Но как же ты похож на моего погибшего друга...
Это был Витька из их партизанского отряда. Но обнять его Борька не посмел. Не признался.

Классический романтизм, которому пришлось замаскироваться под Фэнтези, чтобы не выглядеть наивно.

***

А "военное фэнтези" в химически чистом виде - это мультфильм "Первый отряд".

-5

Этот полнометражный мультфильм (анимэ) ругают с тех пор, как он вышел на экраны. Страстно, и во многом справедливо.
Как же это японцы взялись снимать фильм о пионерах - героях, имея познания о Советском Союзе на уровне ушанок - балалаек? Почему, дав ребятам исторические имена, нарисовали их "от балды", а не с фотографий?

-6

Уместна ли вообще фантастика о войне?
НО...
Как же не увидеть в этом фильме несомненных достоинств? Абсолютное уважение к противнику, например. Японцы, видимо, вообще пытаются забыть, на чьей они были стороне - им стыдно...
Авторам совершенно очевидно, что это была схватка космического масштаба - между Силами Света и Силами Мрака. И когда Силы Мрака обратились за помощью к предкам - псам-рыцарям, Силам Света осталось лишь сделать то же самое...
Воюют и живые, и мёртвые.
Отрадно, что потомкам самураев понятна психология детей, для которых человеческая (читай, своя собственная) жизнь не была самой высшей ценностью. А то бы не схватились за оружие...

И всё же здесь совершенно очевидно "сопротивление материала". Совершенное несовпадение формы и содержания.

Видимо, они всё же несовместимы.