Найти в Дзене
Идеи и смыслы

Демократия. Ну почему она не работает???

Оглавление

Инструкция по применению

Когда-то очень давно, в начале 90х я учился в университете, на математическом факультете. Тогда вся Россия была помешана на демократии и либерализме. Впрочем, не только Россия, весь мир тоже не оставался в стороне - знаменитая книга Френсиса Фукуямы про "Конец истории" была написана тогда же, в 1992 году. Утверждалось, что либеральная демократия - венец любого государственного устройства, образец и идеал, после её победы над коммунизмом история заканчивается.

Тогда же до нашего университета дошла гениальная игрушка Сида Мейера - "Цивилизация". В этой компьютерной игре нужно было управлять страной от древнего мира до полета на Альфу Центавра. Мы рубились в "Циву" всем курсом и, конечно, обсуждали свои стратегии и достижения.

Цивилизация. Первая, но от этого не менее гениальная.
Цивилизация. Первая, но от этого не менее гениальная.

Одним из пунктов наших обсуждений был оптимальный государственный строй. Понятно, поддавшись общему настроению многие из нас пытались сразу достичь идеала - изучали в своих странах республику-демократию, устраивали революцию для смены государственного строя и.... получали анархию.

Тогда уже, по русскому обычаю, мы лезли в инструкции по игре и читали.

Сид Мейер знал!
Сид Мейер знал!

Тогда в первый раз я и заподозрил, что демократия - вовсе не универсальный идеал, что у ней есть ограничения и условия применения, за пределами которых она не работает.

А вскоре и в реальной жизни начала 90х мы убедились, что перед тем, как устраивать революции, сначала бы хорошо прочитать инструкцию...

Но давайте разберемся подробнее в классическом устройстве этого самого-самого общественного строя.

Устройство демократии

Демократия, как мы недавно разбирали по-Аристотелю, это такой строй, где большинство граждан принимают участие в управлении страной и развивают её в своих интересах.

Теоретически все просто - разумные люди знают, что им нужно - а значит могут найти путь, чтоб этого достичь. Чем больше людей удается задействовать в управлении, тем лучше может быть его качество.

Но, как говорится, "дьявол - в деталях".

Любовь - первична

Начнем с начала, с граждан. По-Аристотелю граждане это не какие-нибудь торговцы, а военнообязанные. Почему? Очень просто, тот, кто рискует жизнью, воюя за свое государство, тот наверняка его любит и сможет прилагать усилия для его процветания.
Гражданин это патриот, он любит свою Родину и желает ей добра, иначе демократия не получится.

Интересно, что и в современных работающих демократиях для депутатов и прочих выборных должностей очень ценится служба в армии или участие в волонтерских проектах - та самая бесплатная служба на благо общества. Если человек всегда работал только на собственный карман, то с чего он вдруг будет действовать иначе как гражданин (по-Аристотелю) или депутат (в современном мире?).

Место для дискуссий

Кстати о депутатах. Раньше, в греческих городах-государствах, все было просто - граждане собирались на центральной площади и произносили речи, потом устраивалось голосование. Прямая демократия.
Понятно, что в большой стране это невозможно, потому придумали
представительную демократию - граждане выбирают депутатов, которые их представляют в парламенте - подобии той самой площади в греческих городах.

Наш вариант прямой демократии - Новгородское вече. Картинка из Википедии.
Наш вариант прямой демократии - Новгородское вече. Картинка из Википедии.

Но чтобы управлять, нужно как минимум быть в курсе дел. Если страна большая а граждан - целая масса, для этого нужны средства массовой информации. Именно информации а не пропаганды (отличия мы недавно разбирали). При работающей демократии независимая журналистика должна информировать граждан, чтоб они сами принимали решения а не навязывать им какую-то точку зрения в интересах владельцев СМИ, настоящая журналистика - место для дискуссий.

Также очень важна культура дискуссий - люди должны уметь договариваться между собой и находить взаимовыгодные решения. Раньше навыки дипломатии оттачивались в больших семьях, теперь они тренируются в длинных цепочках создания конечного продукта между субъектами малого-среднего бизнеса. Кстати о них:

Самостоятельность

Аристотель, на основании наблюдений над современными ему демократиями считал, что такое устройство возможно только при не слишком больших различиях между богатыми и бедными. "Середняков" должно быть больше половины, иначе демагоги быстро поднимут большинство бедняков на грабеж богатых и все закончится анархией.

По-Аристотелю демократия работает только при уважении прав собственности, но для этого нужно чтоб она, эта собственность была в достаточном количестве больше чем у половины граждан. Анархии и революции граждане не допустят тогда, когда им есть что терять.

Но, и опять дьявол в деталях, важно откуда у людей богатство. Если оно дается "сверху" как пособие а не зарабатывается, то такой человек, даже будучи обеспеченным, не будет самостоятельным в принятии решений, будет объектом а не субъектом управления. Средний класс это скорее не те, кто обеспечен, а те, кто умеет управлять своей жизнью.

Если брать Германию как пример реально работающей демократии, то там большинство предприятий - мелкие фирмы с количеством работников менее десяти, часто - семейные. Они дают почти половину ВВП но, главное, обучают множество людей которые, в результате, разбираются в экономике (приходится!), умеют самостоятельно мыслить и рисковать - и умеют договариваться, иначе им не заработать своих денег.

Время для дискуссий

Для коллективного принятия решения, кроме места, желания работать на общество и умения нужно время. И время на выработку коллективного решения может быть очень значительным, ведь нужно всем всё объяснить, хотя бы вкратце.

Именно это - главная причина того, что во всех демократиях существует режим военного или чрезвычайного положения. В жизни государства бывают ситуации, когда нужно действовать быстро и без обсуждений - это может быть как война или какая-то чрезвычайная ситуация. В это время механизм обсуждений - выключается, что дает возможность действовать гораздо быстрее. Но, во избежание накопления ошибок, такой режим всегда ограничен во времени и часто требует, постфактум, обсуждения в парламенте.

Промежуточный итог

Итак, мы (с применением Аристотеля) обсудили три уже четыре причины, по которым демократия может не работать - отсутствие патриотизма, места, умения и времени для дискуссий. Но и это не все причины, которые могут помешать гражданам управлять государством.
Продолжение
здесь