Когда ты живешь в мире разрухи, когда один строй меняет другой, но в этом переходе еще нет устойчивости и стабильности, нужно постоянно выживать. Бороться против еще старой системы и понять как устроена новая. А тем более если ты учитель, который вынужден вести не свой предмет. У тебя в каждом классе есть оболтусы, у которых изобретательность направлена только на то, чтобы как следует насолить тебе и не дать провести урок. А тут ещё жена не любит, и на амуровских фронтах все запутано еще со школьных лет.
Так живет главный герой Служкин, пытаясь быть хорошим человеком, но критерии такой личности смутно себе представляет.
На каждый случай у него имеется фраза, бывает даже в рифму.
Без шутки жить жутко.
Создаётся ощущение, что он на все свои проблемы смотрит легко, с юмором. Но чтобы действительно увидеть мир его глазами, автор одну из глав пишет от имени героя.
Этот мир я тоже помню. В 90-х я была возрастом как школьники Служкина. Мои родители перебивались как могли, жили мы не богато, не бедно. Но все давалось с большим трудом, либо обманом. Постоянно случались убийства, даже среди наших знакомых. Жить было страшно и не понятно. Пандемия депрессий сдавливала души.
Думаю не зря автор дал герою такую фамилию, потому что именно люди как Служкин служили спасением и мостом между всеми нами. Кстати, вот его фраза про мосты:
Мосты — самое доброе изобретение человечества. Они всегда соединяют.
И хоть его высказывания некоторых раздражали, одновременно были некой терапией. Приведу те, которые понравились мне. В них мудрость на века.
Посмеяться над собой — значит лишить этой возможности других.
Встреча с друзьями — это способ выжить, а не выжрать.
Нужно меняться, чтобы стать человеком, и нужно быть неизменным, чтобы оставаться им.
И вот я стою под этими созвездиями с пустыми руками, с дырявыми карманами. Ни истины, ни подвига, ни женщины, ни друга, ни гроша. Ни стыда, ни совести.
Кто сказал, что я неудачник? Мне выпала главная удача в жизни. Я могу быть счастлив, когда мне горько.
— А тебе, Витя, не хотелось бы начать всё сначала?
— Этот вопрос нельзя задавать. И думать об этом тоже нельзя. Желать начать всё сначала — это желать исчезновения нашим детям.
— Виктор Сергеевич, вы умеете первую медицинскую помощь оказывать?
— Последнюю умею. Медными пятаками глаза прикрывать.
В природе, мне кажется, всюду разлито чувство, но только в реках содержится мысль.