Под русским исламом понимается ислам, который распространен среди русских как этнической группы. Феномен русского ислама известен в историографии с 13 века, когда возникло монголо-татарского иго. Малая часть русских переходила из православия в ислам. Известен случай, как монах Зосима стал мусульманином во время службы у ордынского наместника.
Когда Русское государство сделало православие частью государственной машины, то переход русских в иноверие было невозможно. Наоборот, мусульмане становились христианами.
В начале 20 века начался довольно широкий на фоне прошлых веков переход русских в ислам. Было даже исламское ваисовское движение, которое обратило многих русских в ислам, что сильно не нравилось православной церкви.
В период СССР переход в ислам не был популярен. Уже в конце 20 века с ослаблением советской власти, а затем крахом СССР, обращение русских в ислам стало вновь актуальным. В 90-е ярким проповедником ислама был Гейдар Джемаль. Из-за него некоторые русские перешли в ислам.
Громким событием стал переход православного священника Вячеслава Полосина в ислам. Полосин является кандидатом политических и доктором философских наук. Он стал выступать с критикой христианского учения и защитой ислама. На ютубе есть дебаты Полосина со знаменитым священником Даниилом Сысоевым. Сейчас мало кто так дискутирует.
Полосин пытался проповедовать, что деление мусульман на этническое группы неверно, что не должно быть татарского или арабского ислама. Однако его идея не обрела успеха. Национальный элемент в исламе имеет фундаментальное значение, и для русского ислама тоже.
В 2000-е годы среди мусульман России возникло движение "Русский ислам", главой которого стал Сергей Градировский. Он является директором Центра Стратегических Исследований Приволжского федерального округа и советником полномочного представителя Президента РФ в Приволжье. В чем смысл его проекта?
Градировский пытался создать проект, в котором хотел соединить ислам с русской культурой, где был бы понятный каждому русскому человек ислам без татарской или башкирской специфики. Сергей планировал выпустить исламскую литературу для русских, предложил проводить богослужения в мечетях на русском языке, хотел привлечь СМИ.
Но проект Градировского не удался. Традиционные исламские сообщества России не захотели отказываться от своих этнических черт. Тем более в России силен концепт "русский - значит православный", по крайней мере культурно-православный.
Затем в 2004 году в Омске появилось движение НОРМ - Национальная организация русских мусульман под началом Анатолия Степченко. Он тоже захотел создать ислам для русских, но почему-то взял имя Абу Талиб. Гениальный ход. На его место встал Харун Сидоров, который до сих пор возглавляет НОРМ.
Сначала НОРМ был для всех мусульман, но с 2006 года в движение принимали только суннитов, без шиитов. В отличие от татар и кавказцев они приняли нетипичный для мусульман России маликитский мазхаб, который популярен в странах Африки. Мазхаб - это богословско-правовая школа.
Со временем НОРМ начал радикализироваться, из-за чего не получил поддержку со стороны государства. Часть лидеров НОРМа покинули Россию в 2013 году. Сейчас в России активно работает только сайт НОРМа, где они публикуют статьи и методички.
У них даже есть свой бело-красно-черный флаг с золотистой шахадой в форме ладьи по центру. Белый цвет означает единобожие, красный цвет - сохранение русскими мусульманами своих родовых корней, черный цвет - земля, где живут русские мусульмане. Ладья - архетип варягов-русов, которые следуют пути Аллаха.
Сегодня трудно оценить точное количество русских мусульман. "Эксперты" дают разные данные. Бывший священник Полосин, ставший мусульманином, в 2003 году говорил о 10 тысячах человек. Есть оценки, что их 7-10 тысяч. С каждым годом их численность растет.