В Ростовской области есть географический объект, которому незаслуженно уделяется мало внимания. Речь пойдёт о Миусском полуострове, образованном Миусским лиманом и Таганрогским заливом. На нём расположен славный город Таганрог, но о нём написано много хороших статей другими авторами, и я эту тему затрагивать не буду.
В советские времена на берегу полуострова находилось множество пионерских лагерей и баз отдыха. Не смейтесь, но тогдашняя детвора, в числе которой был и я, мечтала попасть в летние каникулы на эти берега не меньше, чем в пионерлагерь на Чёрное море. Принципиальной разницы для нас тогда не было, и внимания на то, что море здесь мелкое и несолёное, никто из моих сверстников не обращал. Здесь даже были свои особые пионерские «приколы», типа ловли бычков руками «на покрышку» — знаете такой метод?! Я до сих пор помню вкус поджаренного на углях бычка, поедаемого под высоким жёлтым обрывом, приправленного влажным береговым воздухом и запахом тростников. К слову, кормили в пионерлагере «на убой» и, тем не менее, вылазки за бычками носили регулярный характер, невзирая на репрессии со стороны вожатых и воспитателей.
Берег здесь в основном обрывистый, так что спуск к воде придётся поискать. Высота берегового обрыва изменчива, но в среднем составляет около 10 метров. Самый высокий и эффектный обрыв находится в районе Христофоровки, откуда открывается прекрасный вид на Таганрогский залив.
Берег сложен наносными жёлтыми суглинками, интенсивно разрушающимися из-за размыва при нагонах воды. Из растительности на берегу присутствует в основном вездесущий тростник, так что тени здесь не найти. В основании пляжа лежит плита плотных известняков, образовавшихся во времена существования Сарматского моря. Существовало оно в период от 14 до 10 миллионов лет назад, занимало огромную территорию, было мелководным, замкнутым и пресным. В нём бурно размножались моллюски, из раковин которых и образовались эти камни. Прибрежная часть пляжа покрыта плохо окатанными кусками известняка из постепенно разрушающегося пласта, так что дно здесь каменистое. Однако ближе к обрыву находится полоса прекрасного песчаного пляжа, тянущегося почти непрерывно на протяжении всего морского берега Миусского полуострова.
Не надо забывать, что уровень воды в заливе изменчив и напрямую зависит от силы и направления ветра. Иногда, спустившись к пляжу, вы оказываетесь у края каменистой пустыни, где лишь на горизонте виднеется полоска воды. А иногда и на берег не выйдешь — вода залила весь пляж, подступив вплотную к обрыву. Существует и идеальный вариант — все камни под водой, волны лижут песочек пляжа и берег приобретает райский вид. Мне пока не удавалось поймать этот момент, но фотографии этого состояния побережья Миусского полуострова в Интернете присутствуют.
Жёлтые лёссовидные суглинки обрыва довольно интересны в познавательном плане. Глиной их называть неправильно — её содержание в составе суглинков не превышает 37%. Основной материал — алеврит, промежуточное звено между песком и глиной. В алевритах песчинки уже не видны невооружённым глазом, но ещё скрипят на зубах. Не смейтесь, это серьёзный диагностический признак породы, и им пользуются геологи–полевики! Есть в составе суглинков и простой песок, и различные включения. Соотношения между глинами, алевритами и песком постоянно меняется по высоте обрыва, так что назвать конкретные цифры не представляется возможным.
Эти лёссовидные суглинки образовались во времена ледниковых периодов в неоплейстоцене, и из них частенько вываливаются кости тогдашних обитателей здешних мест — бизонов, мамонтов, шерстистых носорогов и прочих экзотических для нашего края животных.
В этих обрывах было сделано немало и археологических находок — свидетельств жизни древних людей на этих берегах, причём относящихся к палеолиту. Мустьерские стоянки обнаружены здесь буквально на каждом километре.
Тёмные полосы в обрывах — это погребённые древние почвы. Они образовались в межледниковые периоды, лёссовидные суглинки — во времена наступления ледников.
Я намеренно опускаю описание более «молодых» местных достопримечательностей. Рассказывать о замке Лакиера, Павловской крепости и памятниках Великой Отечественной войны я не буду — статей об этих объектах написано и без меня немало.
Несколько изменяется вид берега западнее посёлка Золотая Коса. Здесь обрыв становится ниже, а берег лишается пляжа. Между обрывом и водным зеркалом залива раскинулись тростниковые крепи. Это связано с тем, что находящаяся западнее Беглицкая коса образовала здесь подобие лагуны с почти стоячей водой. Местные рыбаки добираются до своих лодок через протоптанные в тростниках тропинки. К воде без резиновых сапог не добраться — и не пытайтесь!
Этот участок берега более разнообразен: появляются небольшие заливные луга между обрывом и тростниками, на которых пасутся немногочисленные коровы. Из устьев коротких овражистых балок робко выступают в пойму небольшие группы деревьев, под обрывом — заросли дерезы и шиповника.
Выходов на берег по-прежнему мало, и, чтобы не добираться до своей лодки вкруговую, некоторые местные жители соорудили живописные лестницы. Я видел, как для транспортировки грузов на берег и обратно используют металлические тросы, натянутые между каким-нибудь ближайшим к обрыву деревом и колом, вбитом недалеко от уреза воды и укреплённого камнями. В качестве «каретки», которая перемещается по тросу, частенько используется здоровенное звено якорной цепи, к которому привязывается груз и верёвка для его перемещения. Фотографий, иллюстрирующих этот процесс, не будет. Я не «папарацци» и не люблю снимать исподтишка людей, занятых тяжёлым физическим трудом.
Юго-запад Миусского полуострова венчает Беглицкая коса — удивительное по своей красоте и необычности место, являющееся особо охраняемым природным ландшафтом.
Ну, а рассказ о Беглицкой косе можно почитать по ссылке: Коса Беглица. Что там можно увидеть
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!