Готовимся встретить 5781-й год от сотворения мира. Точнее – от дня сотворения Адама, дня появления первого человека на Земле.
В Торе говорится о первом дне творения: "И был вечер, и было утро, день один" - сутки в еврейском календаре начинаются с вечера, с заходом солнца. Соответственно, все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.
Рош-а Шана - иудейский Новый Год празднуется в день Сотворения Адама, т.е., начиная с Шестого дня Мироздания.
Хотя название праздника Рош а-Шана традиционно переводится как «Новый год», этот перевод неправилен по сути. Рош а-Шана – это скорее начало, главный день года («рош» на иврите – «голова», а «шана» – «год»).
С этим днём связано и вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события библейской истории.
«Человеком мало родиться, им ещё надо стать» - сказал поэт.
Рождение Человека – чудо.
Рождение Человека в себе – чудо, которое мы можем сотворить сами.
Физически, в теле, человек рождается один раз.
Но родиться и возродиться духовно можно за одну биологическую жизнь не единожды. Воистину – прожить несколько жизней.
Рождение Человека – это рождение нового в себе: открытие своих способностей, возможностей, ресурсов, иногда скрытых даже от самого их обладателя.
Мало вкусить плода с Древа познания добра и зла. Надо ещё разобраться, что потом с этим знанием делать!
Рош-Ашана - это Судный День, когда на Небесах Суд свершается "над всеми творениями", решаются судьбы всех людей: они описываются в Книги Жизни и скрепляются особенной печатью, которая предрешает весь наступающий год. Кого-то ждёт богатство и честь, кто-то проведёт это время в мечтах о сладкой жизни, других же могут ожидать неудачи, горе, болезни - всё это зависит от того, как человек провёл предыдущий год, заслуживает ли он божественных почестей или нет. В этот день не мешает задуматься над смыслом жизни человека, заданием, поставленным перед ним Творцом, постараться найти или исправить свои пути. Последователи иудаизма в этот день благословляют друг друга словами "Пусть Всевышний в Книге Жизни запишет вам хороший год".
Праздником Рош Ха-Шана начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник – Йом-Киппур – день примирения. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Бог "пересаживается" на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться.
Перед Богом в это время открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, тех, кто чаще совершал недобрые поступки. И, наконец, в третьей книге, той, что лежит посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не отпетые грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся, так сказать, в равновесии. Именно у этих людей есть шанс исправить свою участь искренним покаянием.
Таким образом, еврейский Новый год – это начало человеческой истории, истории Человека, и Божий суд, и возможность обновить отношения с Богом, совершить "перезагрузку".
Желаю всем радости познания, рождения нового в себе!