Найти тему
Точка

При строительстве причалов на Иваньковском водохранилище используют «умную» концепцию

При обустройстве причалов для яхт и лодок возникают две задачи — сохранить естественные контуры берегов и не повлиять на нерест рыбы. Этим летом в посёлке Екатериновка на Верхней Волге стартовал уникальный проект, который разработал экологичный метод технологии застройки. Об этом рассказал журнал «National Geographic Россия».

Концепция разработки технологии

Идея застройки предполагает создание причалов индивидуально для каждого дома. Пять лет назад, при разработке плана предполагалось, что береговые сооружения будут построены на винтовых сваях с заполнением бетоном. Застройщик ООО «Ритейл» согласовал проект с Московско-Окским бассейновым водным управлением. Земляные работы могли оказать влияние на обитателей Иваньковского водохранилища, поэтому компания под контролем Рыбоохраны выпустила в Волгу несколько сотен особей. Позже застройщики отказались от первоначального плана.

Использование современных технологий строительства

В августе ООО «Ритейл» предоставили на согласование в МОБВУ и ФГБУ «Канал имени Москвы» новый план строительства причальных сооружений, который предлагал использование плавучих железобетонных понтонов.

— Сначала мы подошли к этому вопросу как обычные бизнесмены. Решили сделать по старинке, на сваях. Но за время строительства посёлка мы изучили эту тему более внимательно и пришли к выводу, что необходимо использовать более современные технологии. Да, это будет дороже, но такое решение не повлечёт за собой рисков, которые могут возникнуть при использовании свай. Движение по Волге развивается, туристический поток растёт, поэтому безопасность должна быть на первом месте. Ну и надо всё-таки помнить, что за природу мы отвечаем не только перед контролирующими органами, но и перед будущими поколениями, — рассказал представитель застройщика Юрий Коробов.

Свайные конструкции причалов и мостов вызывают десятки ледовых заторов на российских реках каждый год и вследствие — потопление населённых пунктов. Железобетонные понтоны позволяют избежать эту проблему. В Екатериновке плавучие причалы будут убирать на зиму в защищенную бухту.

— Установить причалы на их штатном месте можно будет только после окончания нерестового периода. Весной у нас будет природа в её первозданном состоянии. По сути, это такое дополнительное ограничение для людей, которые вспоминают о своих гидроциклах и катерах, как только сойдёт лёд, чего в принципе не должно быть, — считает Юрий Коробов.

Начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Тверской области Юрий Смирнов согласен, что понтонные причалы превосходят свайные конструкции. По его мнению, сваи приходится забивать через каждые 1,5 – 2 метра, что является сильным воздействием на водоём.

— Любой лишний объект в воде, особенно если речь идёт о нерестовом участке, — это помеха для путей миграции рыб. У свайных причалов, безусловно, больше минусов, чем у понтонных. Особенно, если на зиму понтоны будут забирать на берег, — говорит Юрий Смирнов.

При использовании свайных конструкций причал не уходит далеко от берега. Глубина должна составлять не менее 1,5 метра, чтобы судно с минимальной осадкой могло приблизиться к пристани. При строительстве необходимо вычерпывать грунт экскаватором, тем самым разрушая места обитания и кормёжки рыб. Плавучие понтоны позволяют продлить причал от берега без проведения земляных работ.

Безопасность и демонтаж причала

— У Иваньковского водохранилища есть особенность. В летний период, впрочем, и в зимний тоже, уровень воды постоянно меняется. При этом все катера и яхты рассчитаны на определённую высоту причального сооружения. Если вода упала, стационарный причал может находиться на уровне головы человека в лодке. Ситуация, прямо скажу, небезопасная. Если уровень воды выше — то же самое, — рассказал представитель застройщика.

Проектное значение высоты причала при использовании понтонов сохраняется на любом уровне воды. Это позволяет безопасно использовать плавучие сооружения. Ещё одним важным вопросом является демонтаж причала. При необходимости демонтировать свайный причал непросто, а продать практически невозможно. Решение застройщика в Конаковсков районе позволяет продать понтонный причал или же переместить его на другой берег.

В акватории Иваньковского водохранилища установлено более 300 метров причальных сооружений, которые дают возможность организовать стоянку до 100 маломерных судов без вреда для фауны Волги. Юрий Коробов сообщил, что установкой конструкции занимаются специалисты завода-изготовителя, которые проводят водолазные работы. В посёлке Екатериновка планируется большое количество причалов и скопление маломерных судов. В ближайшее время ООО «Ритейл» совместно с государственными органами хочет разработать план безопасного движения на этой территории, который позволит проходить большегрузным лайнерам высокого водоизмещения.

http://lnk.tochka.media/w5ylpbG