Доброго времени суток. Как известно, на сегодняшний момент самолеты по всему миру могут взлетать и садиться практически при любой видимости. Все благодаря очень мощному научно-техническому прогрессу, который шагает по всей планете. Основным помощником для самолетов при плохой видимости является курсо-глиссадная система (ILS) и (MLS). Но мы все знаем что так было не всегда. Ведь эта система стала развиваться лишь в 30-х годах прошлого века и застава Вторую мировую войну еще не развитой.
Особую проблему с посадкой во время плохой видимости ощутили пилоты бомбардировщиков Англии. Ведь не зря острова Ее Величества называют "Туманным Альбионом". Обычной практикой было то, что взлетев в хорошую погоду, пилотам бомбардировщиков Британии приходилось возвращаться уже на покрытый туманом аэродром. Но не беда, для таких случаев, когда посадка не возможна, предусмотрены запасные аэродромы. Но вот незадача, зачастую туман покрывал и запасной аэродром. В таком случае, при небольшом запасе топлива у пилотов оставалось не много вариантов. Либо пытаться натурально вслепую посадить немаленьких размеров бомбардировщик на полосу, что мягко говоря самоубийственно, либо вести аппарат к морю и выпрыгнув с парашютом, подарить самолет Посейдону. И если второй вариант в случае с одним бомбардировщиком выглядит неплохо, то глобально, учитывая постоянство погоды в Англии, это слишком расточительно и ставит под вопрос существования авиации как таковой.
На помощь родной авиации пришли ученые из Бирмингемского университета. Они разработали систему FIDO (Fog Investigation and Dispersal Operation), которая позволяла решить проблему тумана. Система представляла собой три трубы протянутые вокруг аэропорта, емкость с топливом и насос. Насос нагнетал топливо в верхнюю трубу, из которой оно стекало в нижнюю и растекалось по горелкам, расположенным с определенными интервалами вдоль всей системы. И когда возникала такая необходимость, наземный персонал бежал вдоль труб с горящим факелом и поджигал топливо.
Задача такой системы не просто подсветить ВПП. Открытое пламя подогревало капельки воды в воздухе и они испарялись. Таким образом ликвидировался туман в целом и посадка могла совершаться в обычном режиме.
Первыми на практике эту систему испробовали на себе летчики четырех тяжелых бомбардировщиков типа "Галифакс" в ноябре 1943-го. По их словам, у них было ощущение что они спускаются в ад.
Такая система на тот момент считалась прорывной, несмотря на огромные затраты топлива (минимум 450 000 литров/час) и ей в спешке стали оборудоваться аэродромы по всей стране. Всего эта система была установлена на 15 аэродромах. Они использовались как запасные для того, что б возвращающиеся бомбардировщики могли переждать туман, а после непогоды вернуться на родной аэродром. Всего за два года, с 43-го по 45-й год благодаря этой системе успешно совершили посадку 2486 самолетов Ее Величества.
После войны были планы установить такую систему в аэропорту "Хитроу". Но от нее отказались из-за чрезмерной стоимости. Так же эта система устанавливалась американцами в их северных аэродромах, где так же ощущалась проблема туманов. Последним аэродромом оборудованным этой системой была аварийная авиабаза "Мэнстон". На нем эта система функционировала вплоть до 1952-года.
Глядя на такие системы понимаешь что во времена тяжелейший кризисов как война, самые простые системы самые рабочие. Ведь никто не считается с затратами топлива что б спасти пару самолетов когда речь идет о защите целом страны.