Здравствуйте, друзья!
В этой статье рассмотрим аспекты выбора местоположения, обустройства в новом месте, первичного привлечения покупателей и даже подумаем о грандиозном открытии. Поехали!
Об авторе: маркетолог с опытом 15 лет (работаю с 2005 года). 3 года на руководящих позициях в сфере маркетинга. 7 лет консультирую малые и средние предприятия. Два высших образования – маркетинг и управление. Среди клиентов заводы-производители, интернет-провайдеры, государственные органы, а также стартапы и малый бизнес из более 15 городов России, 9 стран Европы, 3 стран Азии, США, Чили, Новой Зеландии. Помогла более 30 стартапам из разных городов России удержаться на рынке и выйти на прибыль.
Каждый умный владелец бизнеса знает, где сидит фазан-покупатель.
Предприниматель, к кому люди могут зайти с улицы, будет обязательно измерять показатель «проходимости» места. Выбирать уголок или центральную улицу, куда забредёт именно его потенциальный клиент. Но не ЦА единой важно место обитания бизнеса.
В разных сферах деятельности – разный подход. Обратите внимание, кафе и рестораны, магазины одежды и мебели кучкуются в одном торговом центре или на одной ярмарке. Но две шиномонтажки в одном месте не бывает. Так же как и в одной точке не смогут встретиться Zara и Versace.
Конечно, когда люди хотят закупиться одеждой на сезон, они пойдут в крупный торговый центр, но в поисках эксклюзива и в желании хорошо провести время, могут отправиться и в отдельно стоящий шоу-рум.
Решать могут разные факторы, и вам следует рассмотреть все аспекты поведения покупателя: каков его бюджет, его потребности, случайно ли он должен попасть к вам или прийти по заявке в удобное место? Сколько таких покупателей вы можете получить за день от данного торгового центра? Встаньте со счётчиком у входа и проведите целый день. Удобно ли рядом с вами: есть ли парковка, не придётся ли карабкаться в гору или пешком подниматься на высокий этаж?
Не всегда стоит искать самое выигрышное и просматриваемое место: в магазин индийских специй и шумерских талисманов все подряд ходить не будут, а основной костяк аудитории достаточно привести к себе один раз из рекламы в интернете. Секс-шоп тоже не может находиться на дороге. Представьте себе клиентов «Клубнички», которые вынуждены, озираясь, ломиться в эту дверь у всех на виду!
Если вы из сферы услуг и думаете, что вас удобство и логичность местоположения вас не касается – ошибаетесь! Мне попадались офисы типографий на окраине города, офисы и рекламных компаний в очень спальных районах, офисы логистических фирм в торговых центрах. Ну и что, что аренда дешёвая, а клиент приходит раз в году, и то с претензией? Вы нарушаете всю логику в голове клиентов и партнёров и выглядите, как «Рога и копыта», к которым нет доверия.
Итак, выбрали место, приводим в порядок.
Вот о чём иногда забывают владельцы малого бизнеса: снаружи помещение нужно оформить не «красиво», а так, чтобы покупатель всё понял и бежал, сломя голову. Изображения товаров, крупно акции и скидки в витринах, читабельная вывеска в просматриваемом издалека месте, с подписью рода деятельности. Если вы работаете с продуктами питания или кормите людей ужинами, найдите самые вкусные манящие картинки, от которых слюнки бегут! Если у вас магазин инструментов – напишите на входе или витрине самые популярные категории: электропилы, свёрла, наборы... что чаще всего спрашивают? Выигрывают себе покупателей те, кто указывает цены, не боясь. Кто помещает изображения ассортимента. Кто манит акциями «сегодня 20% на...».
Что самое важное внутри? Если у вас магазин – учитесь у супермаркетов! Покупатель двигается справа на лево, против часовой стрелки. Самые нужные товары загоняем в дальний угол – пока за ними будут ходить, нахватают по дороге остального. Товары импульсной покупки (жвачки и носки) ставим возле кассы. На уровне глаз на полках располагаем товары средней цены, дорогие помещаем наверх, дешёвые в низ, чтобы было неловко за ними тянуться. Детские товары тоже оставляем внизу: детка схватит киндер или мягкую игрушку, и маме некуда деваться, оплатит. И переставляем, переставляем частенько с места на место, высчитывая неделями, какой угол не работает, где товарам свои места.
Не забываем и об оформлении: дизайн помещения (офиса или торговой точки) должен совпадать с рекламой в интернете визуально. Вот вам ещё подсказки: для работы с продуктами используйте пищевые цвета – коричневый, розовый, оранжевый, тёплый зелёный. Кушать захочется непременно! У вас магазин одежды? Включайте танцевальную музыку – купят больше! У вас серьёзный офис? Выключайте музыку, создайте идеальную чистоту и пустоту, устраните все запахи. У вас агентство, в которое приходят преимущественно боязливые тётеньки? Налейте чаю, насыпьте печенья, окружите уютом и растениями в горшках.
Нужно ли вам громкое открытие?
В 2020х это больше не актуально. Не стоит устраивать праздник, раздражать людей музыкой и криками в микрофон. Лучше дайте первым клиентам бонусы и подарки к покупкам в первую неделю: они поделятся радостью с друзьями и расскажут о вас. Устройте розыгрыш: любовь к халяве никто не отменял.
Остались вопросы? Наверное не мало. Подписывайтесь и задавайте!
На этом канале мы будем рассматривать многие стороны маркетинга, многие вопросы, постараюсь давать полезные советы. Приходите ко мне на консультацию. Записаться можно на сайте www.fc-club.ru.
Всем процветания и...
До связи!