Найти в Дзене
Нервный Режиссёр

Небесный суд

кадр из фильма
кадр из фильма

2012
Россия
режиссёр – Алёна Званцова
сценарий – Алёна Званцова
актёры – Константин Хабенски, Михаил Пореченков, Ингеборга Дапкунайте, Никита Зверев, Даниэла Стоянович

Фильм меня не просто удивил и покорил – именно после его просмотра у меня появилась уверенность, что российское кино таки вовсе не в... беде. То, что у нас могут делать великолепную картинку, давно не сюрприз. То, что с интересными идеями напряжёнка - и это не сюрприз тоже. И не в том смысле, что идей как таковых нет. А в том, что по какой-то странно причине (я была в этом твёрдо уверена) они игнорируются нашими продюсерами.

Ан нет! Не игнорируются! Держите! Наслаждайтесь. Я таки насладилась.

Хабенский с Пореченковым молодцы. Персонажи у них получились. Особенно отмечу Пореченкова - его герой это просто огонь и напалм. Персонаж получился такой колоритный, что просто радость и услада для глаз. Честно говоря, я от него (Пореченкова) вообще такой феерии не ожидала. С одной стороны, артистичный, хитроватый, но справедливый, жизнелюб (с того света, ага) и профессионал. С другой стороны... ну шкаф ведь. Ладно бы кулаками махал. А тут какие-то фокусы с табуретками и тараканами… мозги присяжным пудрит... Но пудрит мастерски! И это его невозможное, восхитительное жизнелюбие… Как он в картотеке отдела выдачи тел рылся:
"Что-то он толстый..." - "Вы работать идёте!"

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Хабенский хороший. Хабенский не подкачал. Сопереживаешь его герою от души. Хотя головой-то понимаешь, что дело, которое он затеял, не очень-то... приличное, скажем так. Отправить нового жениха своей вдовы в Сектор Размышлений просто потому, что тот пытается, образно выражаясь, занять его место в реальном мире - ну, сами посудите, как-то это не того-с. Нет-нет, не подумайте! Никаких должностных преступлений и подтасовок, чисто шахматная партия!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Временные воплощения главных героев - блеск. Особенно пожилая дама, в чьём обличии прокурор пошёл на встречу со своей бывшей женой. Женщина в годах так точно сыграла мужчину в расцвете лет — это что-то с чем-то. Взгляды, жесты, интонации - просто замечательно.

Влюблённая Морфея-Дапкунайте мила и трогательна.

Ещё мне безусловно понравилась мифология фильма. Во-первых, религиозный подтекст отсутствует как класс. Да, есть Сектор Покоя и Сектор Размышлений, но «
мы не используем слово "ад"!» - как ни забавно было, но судья произнёс это с каким-то раздражением, типа: ну достали со своими примитивными фантазиями. Ни слова про Него, Творца, Создателя, Вседержителя, Ткача, Гончара, Савваофа Бааловича Одина - что для меня не только приятно, но и любопытно: то есть, "там" совсем не так, как вы "тут" себе представляете. Мелькание мальтийских крестов больше наводит на мысли о деятельности госпитальеров, чем о религиозном символе: если надо - бережно исцелим, а если надо - меч из ножен и головы с плеч. (Кстати, в Приоратском дворце снимали, что ли? Надо уточнить. Больше в России мест с таким явным приветом Мальте что-то и не знаю. Upd. Нет, не там.)

Во-вторых, страшно веселит потусторонняя бюрократия. Гроссбухи, дресс-код, чиновники в нарукавниках, казённые словесные формулы, сопровождающие появления участников процесса, новые каталоги и штамп "приватизации не подлежит". Кр-р-р-расота.

кадр из фильма
кадр из фильма

В-третьих, мафиозный клан Аморе. Тут даже не знаю, как прокомментировать. Это просто песня. Это надо было придумать. И это придумали. «С двух рук стреляют только я и дон Серджио - и ты говоришь, "так называемый снайпер"?!»

В-четвертых, тема местной иллюзорной продукции и настоящей контрабанды — это очень забавно.
"Потом мы болеем, как с похмелья". С контрабандных йогуртов-то.

В-пятых, записочки в баре. Трогательно.

В-шестых, выпускание птичек в реальный мир как напоминание об усопшем.
"Только птичку выберу я!" - я так и поняла, что это будет нечто.

кадр из фильма
кадр из фильма

В-седьмых, взаимоотношения бывших людей и, как бы так выразиться, персонажей изначально "потусторонних". Придумано немного странно... но не было неприятия, наоборот, такие правила мне даже стали интересны. Влюбленная Морфея, как я уже сказала, была прелестна.

И это только то, что вспоминаю навскидку. Да, ещё мне дико понравился эпизод "возвращения" товарища Лазарева, у гримёра.
"До свидания!"

На самом деле, там есть и странные моменты, не очень логичные, вызывающие вопросы: а почему именно так? Почему адвокат и прокурор, скажем, бывшие смертные? Почему бы не поставить на эти должности неких не предвзятых и более объективных существ? Почему так, и почему этак? Но это как раз тот случай, когда мне прикапываться совершенно не хочется.

Кино замечательное.

У Алёны Званцовой, кстати, есть ещё один душевный фильм на потустороннюю тему, "Московские сумерки" - мне он зашёл в меньшей степени, но тоже вполне хорош. И "Я остаюсь", между прочим, тоже её фильм.