Найти тему
Нервный Режиссёр

Я – чайка!..

Кадр из фильма "Машенька"
Кадр из фильма "Машенька"

2000
Россия
режиссёр - Георгий Параджанов
документальный

Фильм очень атмосферной, но весьма неровный, на мой взгляд. Он делится на две части: первая, рассказывающая о биографии самой Караваевой, и часть вторая - документальная, жуткая, почти мистическая. (Некоторая мистика в этой истории действительно была, но режиссёр почему-то не рассказал об этом в самом фильме. Хотя я подозреваю - почему.)

Кадр из фильма "Обыкновенное чудо" 1965 г.
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо" 1965 г.

Валентина Караваева, актриса советского кино, сыгравшая роль Машеньки в одноименном фильме, после автокатастрофы, обезобразившей её лицо, осталась одна, почти без работы (всё, на что она могла рассчитывать - актриса дубляжа). Карьеры в кино или в театре она уже сделать не могла. Поэтому она купила оборудование и плёнку. Она заперлась в своей квартире и стала снимать сама себя. Вторая часть практически целиком смонтирована из её архивных плёнок.

Кадр из фильма "Я - чайка!..."
Кадр из фильма "Я - чайка!..."

Впечатление — "потрясающе!" Да, во второй части фильм становится "кином из жизни привидений" - плёнки и магнитофонные аудиозаписи были найдены только после смерти актрисы. Не все они сохранились хорошо. Не везде звук и картинку удалось синхронизировать. От этого ощущение потусторонности только усиливается. Немолодая женщина со шрамом на лице разыгрывает роли, которые она никогда не получит во внешней жизни. "Внешней" по отношению к её квартире, к её студии, к её маленькому театру без зрителей, к её фантазиям. Холод по спине. Единственная мысль, которая крутилась у меня в голове во время просмотра: отчаяние сильнее смерти.

Уже на пресс-конференции после сеанса (2000 г, фестиваль неигрового кино «Россия», Екатеринбург) режиссёр рассказал вот что. В конце фильма звучат стихи — это стихи самой Караваевой. Параджанов нашел их в квартире после смерти актрисы. Это произошло так.

Режиссёр сам забирал последние плёнки, уложенные в два чемодана, из квартиры Караваевой. Идёт он по улице, и тут его останавливает милиционер. Ну, что хотите, мужчина знойной внешности с двумя большими чемоданами... Убедившись, что в них не бомбы, милиционер попросил документы. Параджанов, точно знавший, что паспорт был при нем, документов в кармане не нашёл. "При этом лицо у меня, похоже, выражало такое, что милиционер не стал больше ничего спрашивать, а тихо отошёл и отправился своей дорогой," - сказал Параджанов. Поняв, что кроме как в квартире документы оставить было негде, режиссёр вернулся.

Когда он взял документы с пустого стола, оказалось, что под ними лежит сложенный листок бумаги. На листе рукой Караваевой были написаны эти самые стихи.

Даже если это чистой воды вымысел, он замечательно вписывается в историю создания фильма.

Кино отличное.