Дагестанские ковры – это отдельный вид нестареющего самобытного искусства, дошедшего до нашего времени сквозь века. Полотна, которые мастера вручную ткут сегодня, практически на 100% сохранили технологию изготовления и узоротворчества, разработанную сотни лет назад. Они нашли широкое применение в украшении общественных или жилых помещений и гармонично вписываются в традиционный или современный дизайн интерьера (добавляют домашний уют и комфорт).
- С чего начиналась их история?
- Насколько они популярны в мировой моде?
- И какие особенности свойственны только дагестанским коврам?
Об этом в нашем материале.
Дагестанские ковры в мировой моде
Дагестанские ковры с присущей им самобытностью можно смело назвать неотъемлемой частью мирового ковроткаческого искусства.
Особой популярностью по всему миру пользуются дагестанские сумахи (безворсовые полотна). Их высоко ценят за впечатляющие эксплуатационные характеристики и оригинальный художественный стиль. Предлагаем посмотреть каталог крутых дагестанских безворсовых ковров и убедиться в этом самим.
Эти и другие ковровые покрытия из Северного Кавказа выставлены в музеях Милана, Токио, Парижа, Измира, Нью-Йорка, Монреаля и других городов. А некоторые орнаментальные ковровые композиции даже вошли в список мировых трендов (например, "Дербент", "Микрах" и "Табасаран").
История развития ковроткачества Дагестана
Первые упоминания о развитии ковроткачества на Северном Кавказе находятся в трудах историка Геродота (V век до нашей эры). Позднее, в 1 н. э. об этом написал Плиний-старший. Ковровые полотна тысячи лет активно использовались горными народами в разных областях жизни. Из натуральной ткани делали специальные накидки в люльку к ребенку, намазлыки для намаза, погребальные и свадебные ковры. У одного из народов Дагестана в приданое невесты обязательно входил сумах, сотканный ей самой.
Долгое время в дагестанских домах ковер считался самым ценным предметом. Среднее и большое полотно стоило немало. Его продажа помогала целой семье обеспечить себя всем необходимым на 5-6 месяцев. Кроме того, его можно было обменять на 2 лошадей или несколько голов крупного рогатого скота.
Резкое развитие ковроткачество в Дагестане получило с приходом советской власти, которая построила заводы по переработке шерсти и организовала работу артелей – предприятий, где мастера-одиночки объединялись для совместной работы и обучали новых своему ремеслу. Артели появились во многих городах и селах (Дербент, Ахты, Хучни, Кабир, Межгюль, Чиликар, Ортосталь и др.).
Ускоренное развитие и совершенствование технологического процесса позволило в сжатые сроки расширить ассортимент ковров ручной работы. В Дагестане начали активно изготавливать полотна с пейзажами, сюжетами, портретами исторических личностей или памятниками архитектуры. Они пользовались большой популярностью не только в СССР, но и в Европе.
Больше об истории и всемирном признании дагестанских ковров можно узнать на нашем сайте.
Ковры считались стратегически важным товаром. Его экспорт за пределы СССР приносил государству валютную выручку.
Особенности плетения дагестанских ковров
- Вид узорного рисунка зависит от типа коврового покрытия (О значении узоров можно почитать здесь). Например, на тканые сумахи наносится уникальная композиция, которую не встретишь на ворсовых коврах.
- Многие дагестанские мастерицы могут наносить узор ковра по памяти, не имея перед собой технического рисунка.
- Терпение и усидчивость – вот важнейшие составляющие для успеха в ремесле ковровщиц. Большая часть работы выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Поэтому ручная работа, так высоко ценится.
Если вы хотите больше узнать о восточных коврах ручной работы, вбейте в поиск "дагестанские ковры" и вы сможете найти сайт Ansygallery, посвященный этим произведениям искусства.