Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Религиозный атеизм. Возможен?

Оглавление

Атеисты часто ставят себя в оппозицию религиозным людям. На самом деле религия не ограничивается рамками веры в бога или богов. Религия - настолько широкое явление, что включает в себя такие феномены как "религиозный атеизм". Что это такое? Объясняет американский философ, юрист, профессор Университетов Оксфорда и Йеля, Рональд Дворкин.

Рональд Дворкин. Не путать с православным публицистом Александром Дворкиным.
Рональд Дворкин. Не путать с православным публицистом Александром Дворкиным.

В своей последней работе "Религия без Бога", выпущенной в 2013 году, Рональд рассуждает над природой религии и религиозного атеизма. Почему он называет Эйнштейна религиозным человеком? Какие критерии религии он приводит, чтобы пояснить о возможности религиозного атеизма?

Дворкин говорит, что нельзя разграничивать религиозных и нерелигиозных людей, поточу что религиозность присуща, практически, всем людям. Просто объект религиозного трепета или обращения у всех разный. Христиане обращаются к идее Бога, чукчи на севере обращаются к идее духов своих предков, Альберт Эйнштейн обращается к идее тайны Вселенной.

Все эти примеры объединяет одно - связь человека с ценностями.

-2

О сущности религии

Религиозность может быть индивидуальной, то есть в рамках мировоззрения одного человека или нескольких людей. Классическое представление о религии как общности людей не является полноценным. Каждый человек может быть носителем индивидуальной религии, не принимая участие в каких-либо сборищах. Религия - это не обязательно вера в Бога.

Следовательно, религия есть нечто большее, чем просто поклонение Абсолюту. Религия, по мнению Дворкина, обязательно подразумевает наличие некой объективной ценности. Эта ценность двухсоставная: во-первых, религиозный человек считает человеческую жизнь значимой, во-вторых, религиозный человек рассматривает мир или природу как ценность.

В большинстве случаев религия включает гораздо больше элементов, чем приведенные выше ценности. Но Дворкин пишет, что внутренний смысл жизни и внутренняя красота природы по сути являются парадигмами религиозного отношения к жизни.

Что такое религиозный атеизм?

Человек не может жить в подвешенном состоянии. Ему нужна база ценностей, набор истин, на которые он ориентируется. Истины могут меняться, но без них никак.

Даже ученые могут испытывать религиозное переживание. Когда микробиолог изучает микромир, он испытывает трепет перед увиденным. Когда астроном наблюдает за бескрайней Вселенной, он тоже испытывает удивление и трепет. Это состояние век назад описывал Рудольф Отто в книге "Священное". Благоговейное чувство перед увиденным, чувство восхищение, ощущение большой тайны и понимание, что ты прикасаешься к ней.

Рудольф Отто - религиовед, философ, протестантский теолог. Работа "Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным" 1917 года.
Рудольф Отто - религиовед, философ, протестантский теолог. Работа "Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным" 1917 года.

Писатель Перси Биш Шелли, муж знаменитой Мэри Шелли, которая придумала "Франкенштейна", был атеистом и много писал о необходимости атеизма. Но даже он признавался, что ощущал трепет перед непроницаемой силой, которая была для него ценностью. Тех же взглядов придерживался Альберт Эйнштейн.

Дворкин пишет, что религиозные атеисты не принимают постулаты традиционных религий о сотворении мира и человека, не принимают концепции чуда, присущие авраамическим, дхармическим и национальным верованиям. Дворкин пишет:

"Религиозные атеисты согласны с тем, что, с объективной точки зрения, важно, как проходит человеческая жизнь, и что у каждого должна быть изначальная, неотъемлемая ответственность, связанная с попыткой жить как можно лучше в данных обстоятельствах. Они допускают, что природа не является делом брошенных вместе частиц в длинной истории, а представляет собой нечто, обладающее истинным чудом и красотой."
-4

Некоторые верующие могут подумать: "Аха! Попались атеисты! Вы теперь тоже верующие!". От себя скажу, что это примитивная позиция. Религиозность не является прерогативой традиционных религий. Религиозность, религия - база человеческого существования и культуры. Религия не обязательно связана с верой в антинаучные мифы, в случае с традиционными религиями. Не зря сегодня в США атеисты создают "атеистические церкви". Это тоже форма религиозности, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Как известно, слово "счастье" происходит от праславянского "с частью", то есть быть частью чего-то большего ради полноты жизни.

источник

-5