Чего на самом деле может добиться человек, который начал заниматься балетом во взрослом возрасте? Каких высот можно достичь, если начать хоть и во взрослом возрасте, но трудиться очень упорно?
Есть некий стереотип, что балет для взрослых - это не совсем настоящий балет. Что он ограничивается работой у станка, а его максимальное проявление - отчетный концерт для родственников. И что балет для взрослых - это совсем не про то, на что хочется смотреть, а скорее про практичность: осанку, проработку мышц, растяжку и так далее.
Но это не так. Есть балерины-любители, которые собственным примером доказали, что упорная многолетняя работа дает такие результаты, о которых никто даже и подумать не мог.
Мы взяли интервью у одной из таких балерин - Динары Хусаеновой. Как балерина-любитель, Динара достигла очень высокого уровня мастерства и танцует сольные партии в любительских балетных спектаклях.
Фрагмент репетиции вариации в студии классического танца МВД.
Когда ты начала заниматься балетом?
Меня на балет привела мама: надо было что-то делать с медвежьей походкой. Прежнюю студию бального танца закрыли, в новую не взяли (к счастью), а с балетной школой почему-то сложилось. После выпуска я очень переживала, что все закончилось, но выразительных данных и каких-либо перспектив у меня не было, и дальше в балет я не пошла. Вернулась в зал спустя 9 лет, 8 из которых свято верила, что это невозможно. Во взрослом возрасте я занимаюсь почти 8 лет.
Расскажи про свой уровень на данный момент. Где ты танцуешь? Сколько раз в неделю занимаешься? К чему стремишься?
Даже не знаю, в любительском балете понятие уровней сильно размыто. У нас нет системы классов и этапов, как например в училище. И это даже хорошо. У всех педагогов группы так или иначе набираются смешанные. У всех учеников свои особенности. Кто-то шикарно смотрится на классе, но в танце теряется, другой — наоборот в классе не выделяется, а танцевальностью и внешними данными природа щедро наградила, другие и вовсе хороши в дуэтных номерах, но в сольных партиях себя чувствуют неуверенно. Есть конечно, и исключительные таланты, которые удивительно прекрасно справляются со всем.
Возможно, здесь удобнее говорить об этапах. Например, этап «класс — мое всё, и мне этого достаточно» для меня точно закончился, и хочется больше танцевать, вникать в образы, набирать именно танцевальное мастерство. Я даже начала глубже интересоваться процессами в теле, ищу способы, как компенсировать возросшую балетную нагрузку, как восстанавливать тело, работать с травмами и зажимами. Даже йогой занялась недавно. Казалось, просто для себя, а вышло, что тоже для балета. Каблуки, кстати, года три не ношу вообще) Потому что в моем микромире стопы - для пуант, а каблуки это лишняя нагрузка. Обрастаю кроссовками с каждым годом))
Желание танцевать задает темп занятий. Приходится постоянно искать свой баланс в количестве и качестве тренировок. Я занимаюсь дважды в неделю в утреннем классе при МВД (1). 2-х часовой урок включает и станок, и середину, и прыжки. Скоро в школе начнётся подготовка к отчетному класс-концерту и к классам добавится репетиционное время.
Ещё 2 вечера в неделю приезжаю на уроки и репетиции любительского балета Ballet Dream (2), где мы готовим полноценные балетные спектакли.
На Динаре: купальник 2 рукава, испачканный принтом Zidans.
Давай поговорим о начале твоем пути в балет. Что для тебя было самым сложным, а что показалось легким? Что изменилось со временем?
Я училась в балетной школе 8 лет, а не училась ещё 9, поэтому вернуться в класс было настоящим стрессом. Простым было только одно — теория: было легко ориентироваться на уроке для любителей 1-2 года обучения. У меня ушёл год на то, чтобы адаптироваться и перейти в класс постарше.
Большинство ошибочно полагают, что если девушка занималась балетом в детстве, то у неё будет масса преимуществ на занятиях во взрослом возрасте. Но, по моему опыту, это вообще не показатель и тем более не камень преткновения для тех, кто не занимался балетом в детстве. К сожалению, школа заканчивается ровно там, где начинается настоящая взрослая работа. То, что мне дала школа для взрослой жизни — это дисциплина, упорство и любовь к балету, а тело пришлось собирать почти с нуля.
К сожалению, балет такая штука, что проще не становится никогда. Нет постоянных планок, нет стабильных ощущений в теле. Чем больше можешь, тем тяжелее кажется класс. Как игра: открываешь новый уровень, а за ним сразу три новых, о которых и знать и знал. Поэтому то, что было сложно в начале остается сложным и сейчас: устойчивость и выворотность. К сожалению, с природным строением тазобедренных суставов спорить сложно, а мягкие мышцы корпуса нуждаются в постоянном контроле, который очень легко потерять, но верю, что все возможно.
Вопрос про ожидание и реальность: о чем ты мечтала и чего в итоге добилась в балете? Мечты сбылись, или ты хотела большего /о таком даже и не мечтала?
У меня ожиданий не было вообще никаких, просто хотела вернуться в класс. Я не мечтала танцевать классические партии, не мечтала встать на пуанты. То, что происходит сейчас, на самом деле удивительно, и я не перестаю поражаться тому, куда может привести простое желание быть в балете. Не ждала ничего, а получила все, о чем и мечтать не смела.
Разумеется, одна бы я никуда не пришла. Вокруг всегда были люди, которые оказывали поддержку.
Педагог, который собирал меня по частям в классе, ставил первые сольные танцы, верил в меня настолько сильно, что мне в конце концов и самой пришлось в себя поверить. Это был очень большой путь и большой вклад.
Первым прорывом для меня был сольный номер в современном стиле к каком-то совершенно бешеном для меня темпе. У меня плохая координация, и я всегда считала себя медлительной, минорной какой-то. А тут — шторм, буря и безумная скрипка Ванессы Мэй. Незадолго до класс-концерта педагог решил ускорить темп на 15% процентов 😂
Через полгода после этого я решила сама выучить номер из балета Бежара, Ballet for life. Он был очень сложный, и чтобы просто заучить порядок, я без конца смотрела записи в метро и репетировала фрагментами на рабочем обеде. Потом сняла зал на час, чтобы отрепетировать в полную силу и удивить педагога готовым к репетициям номером. Это была победа над моей неспособностью быстро схватывать материал.
Это было 6 лет назад.
На Динаре: двусторонняя репетиционная юбка Zidans.
Как ты себя мотивируешь, зная, что не станешь профессиональной балериной?
Я там, где я есть и кто я есть. Иногда интересно пофантазировать на тему, а «что было бы, если...», но я всегда возвращаюсь в своё настоящее. Мне достаточно моего мира, в котором мотивируют мои собственные достижения и желания, которых, к счастью, становится все больше и больше.
К тому же, наш любительский балет в Москве уже успел выделиться в свой отдельный мир и, честно признаться, люди, с которыми я работаю бок о бок, вдохновляют и мотивируют меня куда больше, чем недостижимые артисты первых театров мира.
Помню, как участвовала в конкурсе балета для любителей и на первый этап пришла без балетной обуви. Перепутала пакеты в суматохе. Заняла в итоге счастливое второе место. А потом кто-то из подружек сказал, что жаль, были бы баллы за урок на пуантах, точно было бы первое место. Но мне не было жаль. Я приняла действительность как она есть. Победители не забывают обувь. Точка. А мне и так дико повезло, что у коллеги нашлись запасные балетки, и она помогла мне не прошляпить все событие целиком. Но этот урок я запомнила очень хорошо.
Так и в жизни. Я почему-то оказалось именно на своём месте. Я это принимаю как есть, а дальше посмотрим, куда жизнь повернет))
Многие относятся к балету для взрослых с непониманием. Как часто тебя осуждали близкие/знакомые или смотрели с непониманием на твою страсть к балету?
Когда балетом занята основная масса свободного от работы времени, в семье и в кругу друзей так или иначе это чувствуют. Иногда прямо выражают своё неудовольствие. Поэтому приходится постоянно искать балансы, компромиссы, расставлять приоритеты. К счастью, в моем случае, когда я успешно справляюсь со своим тайм-менеджментом, претензий ко мне не поступает.
Были ли у тебя травмы? Из-за чего вообще случаются травмы в балете для взрослых чаще всего? Как по-твоему, что делать, чтобы их избежать?
К счастью, ничего по-настоящему серьезного со мной не случалось. Тем более со временем учишься предотвращать какие-то опасные моменты хорошей разминкой, правильной одеждой и т.д. У меня немного надорваны связки бедренных мышц как раз там, где они крепятся к телу. Это очень мешает и бывает довольно болезненным, но я учусь работать с этими ощущениями, устраиваю телу компенсацию в виде йоги и самомассажа.
Думаю, самые частые травмы — это потеря фокуса и внимания на происходящем, а ещё недостаточные разогрев и проработка тела на классе или перед репетицией. У новичков в балете есть ещё одна опасность — недостаточное ощущение собственного тела, на этом этапе тактика педагога на занятиях имеет решающее значение.
Что бы ты посоветовала начинающим взрослым балеринам? Возможно, есть какие-то вещи, над которыми ты точно работала бы больше, если бы знала в начале пути, что они так важны?
Абсолютно точно: не вешать на себя ярлыки, верить в то, что тело может больше, чем кажется. И даже если лучший в мире педагог скажет, что у тебя нет выворотности, принять этот факт только как текущую действительность, но ни в коем случае не ставить в своей голове галочки «никогда» и «невозможно».
В процессе работы над собой учиться расставлять приоритеты и ставить четкие цели, вместо того, чтобы хвататься за все сразу.
Идеальный балетный педагог для взрослых: какой он, по твоему?
На самом старте именно педагог имеет решающее значение, от его посыла зависит дальнейшая мотивация и рост. Мне кажется, ценность педагога кроется ещё и в деталях. Педагогу, с которым я точно действительно способна вырасти, достаточно дать мне одну подсказку, чтобы я скрутила пируэт, с которого провально свалилась 5 секунд назад.
Чем занимаешься в обычной жизни?
Кажется, в какой-то момент балет захватил всю мою жизнь :) И работаю я теперь тоже в балетной области, в качестве дизайнера в бренде балетной одежды.
_______
Полезные ссылки
В интерьвью Динара упомянула студию, где она занимается, и балетный проект, в котором участвует. Рассказываем о них:
1. В студии классического танца Культурного центра Министерства Внутренних Дел идут балетные классы для тех, у кого уже есть хореографическая подготовка.
Расписание (не забудьте уточнить перед первым визитом):
- Понедельник, среда, пятница: 10:30 - 12:30
- Воскресенье: 11:00 - 13:00
2. Балетная любительская команда Ballet Dream: постановка спектаклей с участием любителей.
_______
Автор статьи — Евгения Будрина.
Евгения: "Я начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу. Мой блог - @jenia_a.dancer."