Найти тему
104,4K подписчиков

Она постигла тайны суфиев, но внезапно погибла

1,9K прочитали

Источник фото: quotationof.com
Источник фото: quotationof.com

Жизнь Изабеллы Эберхардт

Начало ЗДЕСЬ

Вскоре, благодаря своему неуемному желанию ощутить присутствие Всевышнего и понять природу мира, Изабелла обращается к суфизму. Это древнее мистико-аскетическое направление ислама, в котором магия причудливо переплелась с религией, очень близко ее экзальтированной природе. Ведь суфисты полагают, что познать Бога с помощью одного лишь разума невозможно. Высшей же целью жизни человека они считают мистическое соединение души человека с Всевышним. Соединение это, согласно их представлениям, возможно лишь в экстазе, трансе, до которого верующие должны доводить себя с помощью неустанной аскезы, телесных практик, сопровождающихся ритмичной музыкой, и сложных психотехник.

Правда, все это лишь для посвященных. Свои секреты, обряды и ритуалы члены суфистских братств держат в секрете. Причем не только от европейцев. Однако для Изабеллы делается исключение -- ее принимают в суфийское братство Кадырия. Так Изабелла Эберхардт становится не только первой европейской женщиной, принявшей ислам, но и первой женщиной, которая была допущена к тайнам суфизма.

Она на равных участвует в ночных собраниях суфистов, постигая секреты доктрин ислама и тонкости древних магических практик, позволяющих вызывать измененные состояния сознания. На одном из таких собраний она и знакомится с молодым алжирцем Слиманом Хани. Он -- выходец из семьи влиятельного марабута-святого Сиди Мабрука. Вскоре Слиман делает ей предложение. Они вступают в брак, который освящает местный имам, и поселяются в Сахаре в оазисе Эль-Уеде. Здесь, вдали от соотечественников и цивилизации, Изабелла обретает покой и умиротворение. «Теперь я одна на земле ислама, в пустыне, вдали от цивилизации, от ее лицемерных комедий, я свободна», -- пишет она в дневнике.

Впрочем, счастье было недолгим. Зимой 1901 года Изабелла вместе со своими учителями и единоверцами отправляется в паломничество в соседний Тунис. Они хотят посетить могилу основателя братства Аль-Кадирия. По пути на Изабеллу, по своему обыкновению облачившуюся в мужскую одежду, нападает вооруженный саблей фанатик из конкурирующего суфистского братства Тиджани. Несколько дней тяжело раненная девушка находится на грани жизни и смерти. Чудом выживает, но по выздоровлению ее ждет новое испытание -- она предстает перед военным судом.

Местные власти давно точили зуб на эту странную женщину, которая говорит что думает, ведет эксцентричный и аморальный -- с точки зрения европейцев -- образ жизни, якшаясь с аборигенами. От нее хотят избавиться. Но для этого нужен повод. Хотя бы и формальный. И тогда Изабелле, демонстративно отказавшейся от услуг адвоката и взявшейся защищать себя самостоятельно, пытаются пришить «шпионаж в пользу французской прессы». Также ей предъявляется нелепое обвинение в том, что она прикидывается мусульманкой лишь для того, чтобы тем самым возмутить туземцев против местных властей. Изрубивший ее саблей фанатик служит в качестве веского тому доказательства. Припоминают Изабелле и содержащиеся в ее статьях заявления о том, что алжирцы должны рано или поздно обрести независимость от Франции.

На основании этого судьи выносят вердикт. Покушавшемуся на убийство — каторжные работы пожизненно. Но и жертва его тоже получает свое наказание: как возмутительница порядка она должна покинуть территорию страны. Изабелла пытается протестовать. Она заявляет, что она -- жена алжирца и гражданина Франции. Но для суда это не является веским аргументом, поскольку их брак был освящен по мусульманским канонам, а следовательно, не является действительным для европейского законодательства. Изабеллу выдворяют из страны.

Она перебирается в Марсель. Вслед за ней отправляется и ее муж -- Слиман. Там они оформляют свой брак еще раз, но уже по европейским законам, а сама Изабелла принимает французское гражданство. Теперь у властей нет возможности препятствовать ее нахождению на территории Алжира. В 1902 году Изабелла вместе с мужем победительницей возвращается в любимую Сахару и поселяется в оазисе Айн-Сайфа.

Несмотря на молодые годы, здоровье ее уже ни к черту. Она потеряла почти все зубы, приступы малярии терзают день ото дня все сильнее. Тем не менее она находит в себе силы не только продолжать постигать доктрины суфизма, но и творить. Пишет новеллы, рассказы, приступает к написанию романа «В горячей тени ислама». Многие из них биографичны, во многих фигурируют русские, оказавшиеся на Востоке, у многих -- трагический финал. Изабелла как будто чувствует близкую смерть.

Интуиция ее не подводит. В 1904 году на оазис Айн-Сайфа обрушивается невиданной силы ливень. Хляби небесные разверзлись, и сухое русло реки, где стоял дом писательницы, наполнилось бушующим потоком. Мутная стремительная вода смела на своем пути все, ломая как спички пальмы и безжалостно смешивая с землей глинобитные домики. Изабелла успела вытащить мужа из помещения на улицу, но тут же забежала в домик вновь — она хотела спасти рукопись своего недописанного романа «Бродяга». В эту минуту крыша рухнула, и бурное течение увлекло останки дома с собой.

Когда через пару дней тело утопленницы нашли, оно словно саваном было сплошь облеплено размокшими страницами романа. Яркая жизнь Изабеллы Эберхардт, писательницы и истинного эзотерика, завершилась — ей было отпущено всего 27 лет.

Ни одно из ее художественных произведений не было опубликовано при жизни, но зато все они были изданы после ее смерти. На арабском и на французском -- тех языках, на которых писала Изабелла. Ей посвящено несколько романов-исследований, о ней снят фильм, в Тулузе в честь нее названа улица. Достойный финал для женщины, которая ради своих убеждений пожертвовала сытой и спокойной жизнью европейской обывательницы. Слова «духовный рост» в отношении нее — не пустые слова.

Была ли Изабелла счастлива? Думаю, да. Ведь, как сказал Пауло Коэльо: «Добиться воплощения своей судьбы -- это единственная подлинная обязанность человека»...

Понравилось? Подпишись на наш канал!

Дмитрий Лычковский, «Патрон» -- специально для «Лилит»