В военном музее в Белграде особый интерес у посетителей вызывает старая зенитная ракетная установка советского производства, созданная в СССР в 60-е годы прошлого века. Эта установка стала знаменитой 27 марта 1999 года, когда во время войны НАТО против Югославии она сбила американский самолет-невидимку F-117.
Этот бомбардировщик “стелс” вылетел с базы в США для очередного рейда по военным объектом в Югославии. Но недалеко от Белграда его полет закончился.
Пилот катапультировался и через семь часов был вывезен с югославской территории на вертолете в ходе секретной операции американских спецслужб. А обломки F-117 в Югославии тщательно изучили – и так важные американские секреты тогда стали известны не только Белграду, но и Москве. По некоторым сообщениям, обломки бомбардировщика осмотрели и российские военные специалисты, которые находились в Югославии.
Это событие заставило американцев пересмотреть свое отношение к югославским средствам ПВО. Раньше они относились к сербским зенитчикам весьма пренебрежительно. СМИ тогда писали, что в условиях санкций против Белграда югославам приходилось опираться на собственные силы, и в армии дело доходило до того, что вооружение делали из старые деталей.
Так, например, были собраны зенитные ракетные установки под названием ПРАЧКА. На старом артиллерийском лафете установили оторванные от уже не летающих истребителей МиГ зарядные устройства с авиационными ракетами.
Но после уничтожения F-117 стало ясно, что у сербов есть и более мощные зенитные установки, и что значительная часть их сохранилась несмотря на все рейды авиации НАТО. Ситуация была для западных союзников тем более тревожной, потому что в какой-то момент надо было переходить к следующему этапу операции.
Министр обороны США Коэн тогда сообщил, что в югославском небе происходили воздушные бои. Сообщения об этом означали, что самолеты НАТО подходили все ближе к цели и опускались все ниже. Это было необходимо для борьбы с бронетехникой, для подавления отдельных огневых точек. Но это же делало натовские самолеты и все более уязвимые для или югославских зенитных ракет.
Представителей НАТО ожидали и другие неприятные открытия: выяснилось, что несмотря на все бомбардировки военной техники у Белграда уцелело на удивление много. Сербы все более успешно прятали танки в лесных массивав или среди городских кварталов, а МиГи по сигналу воздушной тревоги сербские техники научились за считанные секунды откатывать в подземные бункеры.
Так, например, было в Косово, где югославские МиГи были спрятаны на аэродроме Слатина в бункерах. И лишь после достижения перемирия самолеты были подняты на поверхность - и взяли курс на север, в Сербию.
МиГи улетели - а вслед за ними Косово покинули и сербский войска вместе с гражданскими чиновниками. И после того, как закончился исход сербов, край перешел под юрисдикцию ООН.
Итак, по итогам войны югославам удалось в значительной степени сохранить свои вооруженные силы – ракеты, танки и самолеты. А военно-морской флот уцелел благодаря тому, что не покидал свои базы.
Корабли США патрулировали воды Адриатического моря, наблюдая за обстановкой - и главным объектом наблюдения были корабли югославского флота.
Операторы с помощью локаторов осматривали акваторию. В компьютеры были заложены данные югославских кораблей. В случае, если локатор засекал какое-либо судно, компьютер по внешнему силуэту выдавал основные характеристики этого судна. Но югославы предпочитали не выходить в море, чтобы не терять свои корабли.
В общем, вопреки всем ожиданиям НАТО югославским военным лидером удалось сохранить свою военную машину – но это им не помогло. Через три года после этой войны Югославии окончательно развалилась, и Сербия осталось в одиночестве.