Найти тему
Black Science

Как связаны археоптериксы и троллейбусы?

Вчера я был Ланнистером, тк платил долги и написал давно обещанное про термоядерную электростанцию. Чет сегодня я тоже Ланнистер. Так что ловите текст про тралики, который я обещал, когда прощался с этим видом транспорта в Москве (если забыли, в Дефолт-Сити их полностью заменили электробусами, кроме одного «маршрута на память»). А первый текст можете освежить в памяти.

Вот такие двухэтажные красавцы до и после войны рассекали по Москве. Но потолки оказались низковаты, так что не долго рассекали. Фото из Википедии
Вот такие двухэтажные красавцы до и после войны рассекали по Москве. Но потолки оказались низковаты, так что не долго рассекали. Фото из Википедии

Но начнем с вымерших животных. Знаете ли вы, что один из видов знаменитых археоптериксов по-научному называется Archaeopteryx siemensii. В честь того самого Вернера фон Сименса, который основал ту самую компанию, которая подарила нам ту самую неубиваемую мобилу. В свое время Вернер выкупил находку окаменелости у немецкого палеонтолога-любителя, который хотел забарыжить экземпляр за бугор. За такой патриотизм мецената и «увековечили». Хотя кто кого тут увековечил еще.

Вот тот самый экземпляр. Фото из Википедии
Вот тот самый экземпляр. Фото из Википедии

А как это связано с траликами? 29 апреля 1882 в пригороде Берлина Вернер запустил электромот — первый троллейбус, созданный по идее брата Вернера, еще одного Сименса, Вильгельма.

Троллейбусы тоже почти вымерли. Их ценили как раз за то, что они электробусы. Не воняют, нет охлаждающей жидкости, машинного масла, топлива (типо они «бескровные» абсолютно) и всех соответствующих систем. Это очень сильно упрощает обслуживание, а значит, и резко сокращает нагрузку на городской бюджет и/или карман пассажиров.

Вот так выглядел красавчик. Еще не просто «рогатый», а «единорог». Иллюстрации из Википедии
Вот так выглядел красавчик. Еще не просто «рогатый», а «единорог». Иллюстрации из Википедии

Но в 1882 году еще не было крутых литий-ионных аккумуляторов, которые могли бы часами держать заряд, как в современных электробусах. Так что пришлось повесить на контактный кабель маленькую тележку-троллей и получать энергию через провод.

Да и электромотор в устройстве гораздо проще двигателя внутреннего сгорания, не зря он раньше был изобретен. Что там? Ротор, да катушка. Ток по катушке пустил, ротор завращался, передал крутящий момент куда надо. Все, расходимся. Точнее: все, поехали.

Вообще изначально троллейбус планировался как междугородний транспорт. Например, в Российской Империи всерьез прорабатывали троллейбусный маршрут от Новороссийска до Сухума. Это около трех сотен километров. Но в итоге оказалось, что троллейбусам противопоказано ездить быстро в том числе потому, что рога просто-напросто соскакивали с проводов. Я тут давеча от границы Абхазии до Новороссийска 8,5 часов ехал на современной машине. Какой тут троллейбус со скоростью 40-50 км/ч.

В итоге самая длинная троллейбусная линия, лишь слегка недотягивающая до сотни километров, проложена от Симферополя до Ялты. Но там никак не получалось построить железную дорогу, а гонять курортников исключительно на автобусах было дорого. Но, говорят, и его заменят на электробусы. Да куда ж теперь нашему брату, любителю «ламповой» электроники податься?!

Читайте канал в телеграм t.me/black_sci и другие посты:

Подписывайтесь на канал!

Вот такие красавчики-«шкоды» гоняли по Крыму... Фото из Википедии
Вот такие красавчики-«шкоды» гоняли по Крыму... Фото из Википедии