Продолжим открывать секреты писательской професии. И сегодня начнем разговор о самом востребованном читателями жанре литературы.
Как известно, одним из факторов, который здорово влияет на шансы продать книгу, является выбор жанра, в котором автор её напишет. Произведения в детективном формате традиционно возглавляют топы продаваемых книг уже более полутора столетий. Так что автор, желающий писать коммерческую прозу, меньше всего рискует, выбрав именно этот заслуженно любимый издателями жанр.
С XIX века, когда зародилось это направление, детектив претерпел длительную эволюцию. Авторами выработана масса схем по их придумыванию.
Здесь надо отметить, что детективы вообще очень удобны для начинающего автора именно благодаря своей исключительной «рациональности» и чёткости правил их сочинения.
Как результат, некогда единый жанр разбился на десятки поднаправлений, в которых сегодня работают, наверное, многие сотни авторов. Начинающему писателю будет полезно узнать о ключевых подходах к сочинению таких историй и вытекающей отсюда типологией детективных форм.
Герметический детектив
Нетленная классика: преступление совершено в закрытом месте, откуда злодею некуда бежать (корабль, поезд, изолированный остров, уединенный дом). Теперь в распоряжении сыщика полный круг подозреваемых, среди которых ему и предстоит вычислить преступника.
Примеры: «Десять негритят» Агаты Кристи, её же «Убийство в восточном экспрессе», «Левиафан» Бориса Акунина. В кино настоятельно рекомендуем к просмотру фильм «Достать ножи» режиссера Райана Джонсона.
Еще одна классическая схема такого типа называется «загадка закрытой комнаты». Это когда убийство совершено в помещении, куда никто не мог войти и откуда никто не мог выйти. Например, так сделан рассказ «Пестрая лента» Артура Конан Дойля.
Инвертированный детектив
Он же «перевернутый». Читатель здесь с самого начала знает кто убийца, как совершено преступление и даже как заметались следы.
Если классический детектив отвечает на вопрос «Кто это сделал», то инверсия подхода работает как поиск ответов на вопрос «Как его поймать».
Сыщик здесь всегда знает меньше, чем читатель и интрига построена вокруг того, как удастся доказать вину подозреваемого.
Распространенным подходом к решению этой проблемы является создание «слишком умного» преступника, который что-то там избыточно намудрил с сокрытием улик или с направлением следствия по ложному следу — чем в итоге и выдаёт себя.
Примеры: внезапно большая часть романа «Преступление и наказание» Достоевского построена точно по этой формуле; именно так на ТВ сделана масса полицейских и юридических процедуралов. Самый яркий пример — знаменитый сериал «Коломбо».
Криминальный детектив
По смыслу близок предыдущему поджанру. Главный герой — преступник и все события показаны нам его глазами. Присутствуют описания разного рода реалий преступного мира.
Если в истории фигурирует профессионал своего дела, то текст напоминает своего рода «производственный роман» про жизнь и быт криминальных элементов. В этом смысле близким поджанром является «гангстерский роман» (про него — во второй части нашей подборки).
Само расследование преступлений здесь может не акцентироваться или иногда даже вовсе отсутствовать. А раз нет детективной загадки, то и принадлежность этого формата к детективу до сих пор является предметом баталий литературоведов. Местами смыкается и с форматом «триллер».
Примеры: «Весь мир в кармане» Джеймса Хедли Чейза, «Дневник киллера» Дэнни Кинг.
Психологический детектив
Если в детективе основную роль играет психологическое противостояние сыщика и преступника, то с высокой вероятностью перед нами именно этот представитель жанра.
К примеру, подозреваемый подсознательно желает быть пойманным и упрощает работу следствию, то и дело подкидывая ему улики. Подобная игра в «кошки-мышки» преступника с сыщиком может иметь в основе личную неприязнь, попытку унизить, самоутвердиться и так далее.
К этому же типу относятся все вообще случаи, когда для разрешения детективной загадки приходится сначала разобраться в мотивах и особенностях личности преступника, а также большинство случаев, когда протагонистом выступает профайлер (криминальный психолог).
В жизни с помощью составления психологических портретов чаще всего ловят особо опасных ребят (серийных убийц, террористов), но в литературе это совсем не обязательно. Если в тексте помимо психологических элементов много натурализма и описаний жестокостей, то это уже поджанр «психотриллер» («Молчание ягнят» Томаса Харриса).
Примеры: «Убийство Роджера Эйкрода» Агаты Кристи, «Тайна Эдвина Друда» Чарльза Диккенса, «Ловушка для Золушки» Себастьена Жапризо (французы, кстати, очень любят этот жанр).
Исторический детектив
Отличается тем, что события происходят в достаточно далеко от нас отстоящем прошлом. Здесь упор сделан не на детективную интригу как таковую, а на исторический антураж, описание быта и особенностей мышления людей, которые тогда жили.
Примеры: из отечественного — циклы о приключениях Эраста Фандорина, монахини Пелагии (Акунин) и сыщика Путилина (Леонил Юзефович); из зарубежного — романы «Белый отряд» Конан Дойла (действие происходит в период Столетней войны) и «Имя Розы» Умберто Эко (XIV век).
Кстати, последняя книга вдохновлена предпоследней, что не всегда знают даже поклонники творчества Эко, при том, что имя персонажа Вильгельма Баскервильского — очевидный оммаж Дойлу.