Ижевский завод в советском союзе был самым бедным автомобильным заводом. Созданный под упрощённый вариант Москвича и подчинённый министерству обороны. Иж как мог продавал Иж-2125 Комби( который в принципе был нормальным). А ведь на заводе хотели создать свой продукт который мог бы конкурировал с другими.
В 1972 году на заводе Иж построили первый пятидверный хэтчбек на узлах москвича-412 под названием Иж 13.
Но в 1974 году правительство запретила производить ижевские машины с передними приводом. В 1975 году появился Иж 19 который имел классическую компоновку с довольно необычным дизайном. Грубо говоря это была первая попытка подойти к Оде. Не успели на Ижевском заводе собрать прототип как заводу разрешили работу с передним приводом.
Первый прототип Иж2126э появился в 1977 году.Дизайн у него был спорным, но инженерам надо было опробовать новую конструкцию автомобиля которую ещё ни разу не производили на заводе. Каждый год в Ижевске производили следующий вариант автомобиля доделывая ходовую и успокаивая дизайн.
Так в 1984 году Иж2126 вывели на госиспытания. По итогам испытаний Иж 2126 допустили к производству.
Первую партию новых Орбит собрали лишь в 1990 году тогда уже в Россию хлынул поток поддержанных иномарок и народ уже не так удивляла новинка как в те же 80-е.
Также завод планировал производить гибридные версии и даже дизельные версии орбиты.
Все планы завода были конечно похвальными но на качестве серийных машин и спросе никак не отражалось. Объём производства упал со 190 тысяч выпущенных автомобилей в 1988 году до 8927 машин в 1997 году.
Многое тогда в те годы планировали и автоматическую коробку передач и дизели ВАЗ. Спрос на Орбиты и Фабулы в 2000-х году вырос но до порога окупаемости так и не дошёл. Впринципе автомобиль технически был нормальным хоть и дешёвый автомобиль который имел подвеску McPherson реечное рулевое и просторный салон. Но был он в некоторых местах сделан абы как даже по сравнению с вазовской классикой.
Официально история Оды закончилась в 2005 году когда вышел новый экологический стандарт для автомобилей. А Иж уже не имел денег на улучшение двигателей под новые экологические нормы. Горьким финалом завода оставался Иж 27175 мелкий фургон грузоподъемностью 575 кг.