Найти тему
Листки календаря

Фарфор СССР воплощение сказок П.Бажова

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Мало кто знает, о том, что известная Гжельская мануфактура положила начало фарфорового дела в России. Не взирая на то, что датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год – был основан первый фарфоровый завод в Санкт-Петербурге и носил он имя «Императорский фарфоровый завод». В этом году было налажено производство и первыми произведениями русского фарфора были небольшие предметы – табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 г., когда по проекту основателя Д. И. Виноградова был построен большой горн для обжига фарфора, появилась возможность создавать более крупные изделия. Одним из первых произведений, свидетельствующих о новом этапе развития фарфорового производства, стал «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны.

Не менее знаменитый Дулевский фарфоровый завод был создан в 1832 году, выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым, задумавшим наладить массовое производство фарфора не только для императорского двора, сейчас бы это назвали нечестной конкуренцией. И уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России, получил гос.контракт в 1902 году Матвей Кузнецов (сын Терентия) был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А.Врубеля. Поскольку Дулевский фарфоровый завод (ДФЗ) в эти годы специализировался на столовых сервизов для трактиров, требовалось расширение деятельности. Так, был основан лифляндский филиал Дулевской фабрики Кузнецовых, созданный для расширения экспорта продукции, с 1887 года - филиал Товарищества семьи Кузнецовых, крупнейшего российского предприятия по производству изделий из фарфора, фаянса и майолики в г.Рига (в период СССР, имел название Рижский фарфоровый завод (РФЗ)). Отличительной чертой, можно сказать изюминкой ДФЗ было то, что на заводе создавали сначала фигурки героев из сказок, преданий и сказаний, а потом и скульптуры, которые расписывали вручную (по сегодняшний день сохранилась техника и требования к скульптуре) в собственной технике.

В советский период больше всего скульптур по мотивам сказок как русских-народных, так и сказок востока, все-таки лидерство держал ДФЗ. Рассмотрим скульптуру по мотивам сказок П.П.Бажова.

Фото из архива автора. 1947г. Скульптура «Приказчиковы подошвы», автор модели П.М.Кожин, фарфор, роспись подглазурная, надглазурная, позолота. Высота 37,5 см (без платформы) Подпись серым «ПК».
Фото из архива автора. 1947г. Скульптура «Приказчиковы подошвы», автор модели П.М.Кожин, фарфор, роспись подглазурная, надглазурная, позолота. Высота 37,5 см (без платформы) Подпись серым «ПК».

Не всегда автор модели и роспись были одни те же люди. Подпись или клеймо несло информацию о подлинности, авторстве и росписи. Сегодня у каждого фарфорового завода существует печатный каталог, где приведены все оригиналы продукции за все годы – так же особенности продукции, рекомендован такой каталог научным работникам, сотрудникам музеев, искусствоведам, антикварам, коллекционерам.

Фото из архива автора. 1950г. Скульптура «Хозяйка медной горы» автор модели П.М.Кожин , фарфор, роспись подглазурная, надглазурная, позолота, высота 15см. Марка синяя, штампом 1951-1964гг.
Фото из архива автора. 1950г. Скульптура «Хозяйка медной горы» автор модели П.М.Кожин , фарфор, роспись подглазурная, надглазурная, позолота, высота 15см. Марка синяя, штампом 1951-1964гг.

(листаем фото)

Массовое производство на таких заводах было предусмотрено годовым планом, но использовалась только ручная роспись – поэтому целые цеха расписывали по образцу автора росписи. Бывали и огрехи в брак отправлять было уже поздно, т.к. фарфоровые изделия не подлежат переработке, такие изделия маркировали 2, 3 сортом качества – от такого клейма или штампа скульптура не теряла своей привлекательности.

1952г. Скульптура «Хозяйка Медной горы» автор модели А.Д.Бржезицкая автор росписи М.М.Шепелева (Кожина), фарфор, роспись надглазурная, позолота, высота 35см. Марка синяя, штампом 1952г. Подпись черным «Рабочий образец №3/1952г./М.Ш. Прообразом для скульптуры послужила актриса Т.Макарова в роли Хозяйки Медной горы в фильме А.Птушко 1946г. «Каменный цветок».
1952г. Скульптура «Хозяйка Медной горы» автор модели А.Д.Бржезицкая автор росписи М.М.Шепелева (Кожина), фарфор, роспись надглазурная, позолота, высота 35см. Марка синяя, штампом 1952г. Подпись черным «Рабочий образец №3/1952г./М.Ш. Прообразом для скульптуры послужила актриса Т.Макарова в роли Хозяйки Медной горы в фильме А.Птушко 1946г. «Каменный цветок».
1953г. Скульптура «Малахитовая шкатулка» автор модели О.М.Богданова автор росписи М.М.Шепелева (Кожина), фарфор, роспись надглазурная, позолота, высота 21см., марка синяя, штампом 1951-1964г.г., подпись черным «Образец»
1953г. Скульптура «Малахитовая шкатулка» автор модели О.М.Богданова автор росписи М.М.Шепелева (Кожина), фарфор, роспись надглазурная, позолота, высота 21см., марка синяя, штампом 1951-1964г.г., подпись черным «Образец»

листаем фото

Фото из архива автора. 1956г. Малахитница автор модели О.М.Богданова, фарфор, роспись надглазурная, позолота, высота 29,5 см. без платформы.
Фото из архива автора. 1956г. Малахитница автор модели О.М.Богданова, фарфор, роспись надглазурная, позолота, высота 29,5 см. без платформы.

А что же Гжель, скажите Вы?

Фото из архива автора. 1951г. Скульптура «Хозяйка Медной горы» автор модели Л.П.Азарова, автор росписи Л.Н.Шушканова, фарфор, роспись надглазурная, высота 26см. Марка штамп.
Фото из архива автора. 1951г. Скульптура «Хозяйка Медной горы» автор модели Л.П.Азарова, автор росписи Л.Н.Шушканова, фарфор, роспись надглазурная, высота 26см. Марка штамп.

Сегодня коллекционную ценность в первую очередь представляют скульптуры, имеющие авторскую подпись росписи (так называемы именник). Удивительно, но спустя забытье ДФЗ возрождает былую славу мастерства и сегодня выпускают восстановленную скульптуру – не путать с реставрацией. Конечно, форм не осталось, но сохранилась технология, последователи-ученики мастеров, подробная техническая документация и ГОСТ по изготовлению скульптуры прошлых лет. У нас есть уникальная возможность приобрести оригинал восстановленной скульптуры, которая с каждым годом будет возрастать в цене.

В статье использованы материалы Каталог Музей дулевского фарфора Том I Скульпторы автор Сафронов М.А.

Фото из частной коллекции автора

Поддерживайте мой канал своими лайками 👍Подписывайтесь, комментируйте и делитесь с друзьями. Для вас это мелочи, а мне приятно! 💖

Продолжение о фарфоре Фарфор СССР филиал Дулевского фарфорового завода г.Рига Латвия здесь

Если в комментариях будет просьба, заинтересованность выпустить серию статей о Дулевском фарфоре автор откликнется.