Мало кто знает, о том, что известная Гжельская мануфактура положила начало фарфорового дела в России. Не взирая на то, что датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год – был основан первый фарфоровый завод в Санкт-Петербурге и носил он имя «Императорский фарфоровый завод». В этом году было налажено производство и первыми произведениями русского фарфора были небольшие предметы – табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 г., когда по проекту основателя Д. И. Виноградова был построен большой горн для обжига фарфора, появилась возможность создавать более крупные изделия. Одним из первых произведений, свидетельствующих о новом этапе развития фарфорового производства, стал «Собственный Ея Величества» сервиз, предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны.
Не менее знаменитый Дулевский фарфоровый завод был создан в 1832 году, выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым, задумавшим наладить массовое производство фарфора не только для императорского двора, сейчас бы это назвали нечестной конкуренцией. И уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России, получил гос.контракт в 1902 году Матвей Кузнецов (сын Терентия) был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А.Врубеля. Поскольку Дулевский фарфоровый завод (ДФЗ) в эти годы специализировался на столовых сервизов для трактиров, требовалось расширение деятельности. Так, был основан лифляндский филиал Дулевской фабрики Кузнецовых, созданный для расширения экспорта продукции, с 1887 года - филиал Товарищества семьи Кузнецовых, крупнейшего российского предприятия по производству изделий из фарфора, фаянса и майолики в г.Рига (в период СССР, имел название Рижский фарфоровый завод (РФЗ)). Отличительной чертой, можно сказать изюминкой ДФЗ было то, что на заводе создавали сначала фигурки героев из сказок, преданий и сказаний, а потом и скульптуры, которые расписывали вручную (по сегодняшний день сохранилась техника и требования к скульптуре) в собственной технике.
В советский период больше всего скульптур по мотивам сказок как русских-народных, так и сказок востока, все-таки лидерство держал ДФЗ. Рассмотрим скульптуру по мотивам сказок П.П.Бажова.
Не всегда автор модели и роспись были одни те же люди. Подпись или клеймо несло информацию о подлинности, авторстве и росписи. Сегодня у каждого фарфорового завода существует печатный каталог, где приведены все оригиналы продукции за все годы – так же особенности продукции, рекомендован такой каталог научным работникам, сотрудникам музеев, искусствоведам, антикварам, коллекционерам.
(листаем фото)
Массовое производство на таких заводах было предусмотрено годовым планом, но использовалась только ручная роспись – поэтому целые цеха расписывали по образцу автора росписи. Бывали и огрехи в брак отправлять было уже поздно, т.к. фарфоровые изделия не подлежат переработке, такие изделия маркировали 2, 3 сортом качества – от такого клейма или штампа скульптура не теряла своей привлекательности.
листаем фото
А что же Гжель, скажите Вы?
Сегодня коллекционную ценность в первую очередь представляют скульптуры, имеющие авторскую подпись росписи (так называемы именник). Удивительно, но спустя забытье ДФЗ возрождает былую славу мастерства и сегодня выпускают восстановленную скульптуру – не путать с реставрацией. Конечно, форм не осталось, но сохранилась технология, последователи-ученики мастеров, подробная техническая документация и ГОСТ по изготовлению скульптуры прошлых лет. У нас есть уникальная возможность приобрести оригинал восстановленной скульптуры, которая с каждым годом будет возрастать в цене.
В статье использованы материалы Каталог Музей дулевского фарфора Том I Скульпторы автор Сафронов М.А.
Фото из частной коллекции автора
Поддерживайте мой канал своими лайками 👍Подписывайтесь, комментируйте и делитесь с друзьями. Для вас это мелочи, а мне приятно! 💖
Продолжение о фарфоре Фарфор СССР филиал Дулевского фарфорового завода г.Рига Латвия здесь
Если в комментариях будет просьба, заинтересованность выпустить серию статей о Дулевском фарфоре автор откликнется.