Рассказ пойдет о казахских батырах младшего джуза, из племени адай. Это было в недалеком 20 веке, когда советская власть только начинал становиться на ноги. Это рассказ старца, который записал с уст аксакалов проживавших в Мангыстау (Западный Казахстан). Начало 20 века, во время гражданской войны на Каспийском море на против Бозашы в местности Тасорпатуп зимой застрял корабль на льду. С корабля спускались люди и отстреливали сельхоз животных близлежащего населения и забирали на корабль без спроса. Они отстреляли более ста лошадей и верблюдов, у кого то отбирали последнюю скотину. Крестьяне жаловались уездным начальникам, но они не могли предпринять никакие меры. Уездные начальники по правовым вопросам передали это дело батыру Калыму Кожыкулы, и приказал поймать преступников. Калым в свою очередь собрав совет аксакалов провел совещание, на совещании было сказано, что крестьяни не имеют оружие, а воевать против вооружённого до зубов винтовками, пулеметами с палками на руках бесполезно, так они погубят безвинных душ и покроют землю кровью. На совете было решено единогласно - надо брать хитростью. Было разработано план. План был таков, два джигита под прикрытием чабана должны искать якобы пропавшую скотину, один должен идти с юга север а другой через час с севера на юг, и как можно вывести всех на берег. На дело откликнулся брат Калыма, Турсынали Кожакулы и Кызыл Ауганулы.
День плана настал, Кызыл шел с юга и его на берегу встретили солдаты и отвели в корабль а через час завели Турсынали. В корабле находились в основном офицеры и 4-5 солдат, Турсынали и Кызыла начали допрашивать, а те прикинулись что не знают русского языка, а на корабле был казах-русский офицер с Гурьева и он стал переводчиком. Турсынали владел русским языком очень отлично, но чтобы, не сорвать операцию он разговаривал на казахском. К ним подошёл начальник офицеров, полковник Серов. Серов говорил, переводчик переводил слова. Серов сказал, мы отбившийся армия "Белого Царя", подчиненные генерала Толстова, наша цель остановки у ваших берегов переправиться на Иран, но по воде не безопасно. Тогда, Ауганулы Кызыл сказал, что, он простой крестьянин и он не может ничем помочь, а вот этот человек, указав на Турсынали сказал что он сын знатного бая, управленца, а его брат и сейчас управленец. Они очень уважаемые люди, их слушается весь Мангыстау. Организовать переправу на Иран могут только они. Прикинувшись умоляющим сказал, отпустите меня. Тогда полковник приказал отпустить Кызыла и сказал:
- сыл управленца остается здесь, а ты передай его брату, пусть подготовит 40 лошадей, продукты питание, 3 телеги или верблюдов для перевозки груза, если не выполнит приказа то убьем его брата и выкинем в море.
Эту весть Кызыл доставляет Калыму. Через 2 дня Кызыл передает Серову письмо Калыма, в письме было написано :
- через 4 дня я отправлю 5 коней, полковнику и 4 офицерам, будите гостем, тогда переговорим о всех деталях вашего требования, если не доверяете мне то можете взять ваши оружия.
В намеченное время к берегу моря был предоставлен 5 лошадей, Калым их за 4-3 км от ауыла встретив, приводит домой. Дома было все приготовлено, куырдак из молодого барашка, бауырсаки и даже с форта было доставлено водка. Гости насладившись едой, чаем, водкой были довольны гостеприимством. Перед возвращением вражеских солдатов Калым пригласил их на якобы предстоящую свадьбу одного знатного богача, и сказал чтобы на пир явились все кто находился на корабле.
Калым приказал поставить 10-15 юрт перед селением, и отправил в назначенный день 40 лошадей, и как обычно он сам лично встретил белогвардейцев. На улице готовился еда, невестки посмеиваясь друг другу говорили, несите последнюю еду вражеской армии.
Калым поделив белогвардейцев на 2 юрты завел их за стол, стол был накрыт. Белогвардейцы приступили к еде. После Калым поднят тост и сказал"Я желаю чтобы вы перебрались без происшествии", тогда и Серов тоже пожелал от имени Белого царя добро народу. Когда собрали со стола утварь, домой зашел внук Калыма Балабатыр с домброй, это был знак что нужно действовать. Тогда Балабатыр сказав что, надо петь так набросился на Серова, в юрту зашли уже подготовленные удальцы и набросились на каждого солдата по 2-3 человека, так и взяли всех на плен без оружия. Полковник был убит Калымом во время схватки. 20 офицеров были отвезены на Форт, сданы советской власти.
После Калыма принимают в партию, и он работал до 1930 года веро и правдой советской власти. Но в 1930 году его арестовывают как врага народа.
Со слов вместе арестованного с Калымом писал, что, нас начали допрашивать по одному и дошел черед и до Калыма, его забрали рано утром, и вернулся радостным. Мы спросили его, почему ты такой радостный, он сказал что они не знают что я помог стране поймать врага Красной армии "белогвардейцев". Они сказали что про это они ничего не знают, и дали время написать все как было, и обрадовали, как быстрее напишеш тем быстрее будет твое возвращение на родину. Он поспешно начал писать. На следующий день вернулся вес уставший, погрузивший в грусть. Когда мы спросили что случилось? Он сказал что, среди допрашивавших офицеров ОГПУ есть скрывающийся офицер генерала Толстова, я думал что вас не увижу, но Бог дал мне шанс повидаться с вами. На следующий ден он попрощавшись с нами ушел и не вернулся, и мы видели его одежду в сарае.
Вот так уничтожали благочестивых, верных, и лучших людей того времени. Его оправдали в 1960 году и наградили орденом красной знамени.
Мир всегда нуждается в благочестивых гражданах.