Предыстория
С давних пор между различными участниками рынка шла борьба за клиента, посредством предложения эксклюзивного продукта или особых, уникальных условий. Ведь человек очень часто готов платить и даже переплачивать за доступ к тому, чего нет у других, так он получает, как ему кажется, не только сам продукт, но и чувство собственной элитарности и исключительности. И грамотный продавец знает как на этом сыграть.
Игровая индустрия не является исключением. Здесь как и везде действуют законы торговли и компания, которая предлагает уникальный и единственный в своём роде продукт, при должном качестве последнего, может рассчитывать на благосклонность клиентской базы.
Однако просто одного факта наличия эксклюзивного контента не достаточно и эта статья будет развенчанием мифа о том, что если тебе предлагают что-то уникальное, это якобы должно автоматически заставить тебя закрыть глаза на все прочие проблемы и недочеты.
В качестве отправной точки возьмем шестое поколение игровых консолей. Безусловно никто тогда не мог подумать, что это будет последняя консоль от компании Sega, но именно так оно и вышло. Sony фактически смела конкурента и ровно с тех пор только три оставшиеся компании ( Sony, Microsoft и Nintendo ) делят между собой рынок. И тем не менее если оценивать Dreamcast по современным стандартам компании Sony, то у неё была масса ААА-проектов с эксклюзивным статусом.
Среди эксклюзивов Dreamcast на то время:
- Sonic Adventure 1 & 2
- Shenmue I & II
- Phantasy Star Online
- Samba De Amigo
- Jet Set Radio
- Super Magnetic Neo
- Skies Of Arcadia
- Soulcalibur
- Crazy Taxi
И многие многие другие. И тем не менее это не помогло консоли конкурировать в свою эпоху. Даже потрясающая Shenmue 99-года , с одним из самых масштабных бюджетов в игровой индустрии на то время ( по разным оценкам от 47 до 70 млн долларов ) не смогла продать консоль в нужном количестве. Ни более ранний запуск по сравнению с конкурентами, ни огромная библиотека высококлассных игр не спасли эту платформу. На быстром закате эпохи Dreamcast сказались репутационные проблемы Sega на западе, после проблем с предыдущими приставками, в особенности после провала Sega Saturn. Агрессивная рекламная компания Sony, разногласия с Electronic Arts, внутренние противоречия относительно развития компании внутри самой Sega и недостаточная информированность покупателей о новой консоли. Все это добило компанию и Sega ушла с консольного рынка.
Первый вывод, который можно сделать, заключается в том, что репутация среди потенциальных клиентов зачастую важнее пресловутого эксклюзивного контента. Можно сделать тысячу высококлассных игр, но если твою платформу никто не покупает, смысла в них нет. Именно поэтому компании Sony следует вовремя обратить внимание на ряд своих слабых мест, ведь не одними эксклюзивами будешь сыт. А принимая во внимание факт того, что большинство потенциальных и реальных игроков предпочитают мультиплатформенные игры эксклюзивам, именно грамотное и трепетное отношение к своему потребителю является залогом успеха в долгосрочной перспективе.
И компания Sony как издатель и сами студии-разработчики постепенно начинают приходить к портированию своих игр на другие платформы. Видеоигры только дорожают и разработка качественных проектов занимает все больше времени и сил. И для того, чтобы игра себя окупила, компании-разработчику выгоднее выпустить проект на максимальном количестве актуальных платформ, с целью не только отбить вложенные средства, но и получить максимальную прибыль. И именно поэтому издатели ( в данном случае Sony ) все чаще будут предлагать временную эксклюзивность, как уже произошло с Death Stranding, Horizon Zero Dawn, Detroit Become Human и другими играми. И тот, кто захочет играть, купит новую консоль на старте продаж. А кто готов потерпеть несколько лет, спокойно дождётся эти игры на других платформах.
Разумеется это справедливо для AAA-проектов, к примеру компания Nintendo заняла нишу с более бюджетными играми, которые она не собирается никому отдавать, ведь они продаются достаточным тиражом. Но уверен, компания Sony понимает, что все их игры можно продавать еще большими тиражами, поэтому в будущем будет все чаще делать порты своих игр на PC, а со временем и на Xbox. Эпоха консольных войн
постепенно заканчивается, грядет эпоха сервиса и качественного подхода к своему потребителю. По крайней мере Microsoft делает шаги именно в этом направлении со своей подпиской Xbox Game Pass, куда попадают все новинки компании от внутренних студий в день релиза. Также Microsoft обещает целый ряд бонусов на новом поколении, убедиться в правдивости которых удастся уже совсем скоро.
В качестве итога хотелось бы сказать, что да, эксклюзивы все еще нужны, именно они во многом являются стимулом к приобретению той или иной консоли. Но их значение постепенно снижается, ведь с одной стороны, эксклюзивность далеко не всегда показатель качества и интересности проекта, с другой стороны большинство людей берет консоль именно ради мультиплатформы и как раз в этом аспекте люди отдадут предпочтение тому бренду и той компании, которой доверяют.
И мой вам совет, не тратьте время на консольные войны, а играйте на любой интересной для вас платформе. Но самое важное, будьте объективны даже к тому, что любите.
Буду рад, если вы подпишитесь, поставите лайк и поделитесь с друзьями этой статьей. До скорых встреч.