У А. Зволинской, один из рассказов которой я голосом читаю выше, есть продолжение истории. Повествование идёт о том, как один из духов, дух горного эха Гэри, решивший переселиться в человеческую оболочку, находит неимоверное удовольствие в музыке. Работу он себе нашёл, конечно же, на радио.
«Больше всего он любил приходить в эфир прямо с концерта. Пока музыка и яркое людское время, которое неизбежно переливается через край во время живых выступлений, ещё горят у него внутри, пока ещё остро все то, что пропускаешь через себя, отражая и проживая по кругу, пока чувствуешь себя настоящим.»
Гэри нестерпимо хочется показать и передать другому, как он чувствует музыку. Знать, что кто-то другой может переживать тот же опыт. На радио дозванивается девушка, по голосу которой Гэри понимает, что «ее интересует он как способ воспринимать музыку». Конечно же, они вместе идут на концерт, где он, прикоснувшись к ее плечу, передаёт ей свои ощущения (это же фэнтази. Ах, если бы в жизни все было так просто!)
Меня цепляет этот кусок. Я кажусь себе Гэри, только не с восприятием музыки, а с восприятием телесных ощущений. Я досадую, что в жизни нельзя подойти к человеку, дотронуться и передать ему все свои эмоции, показать КАК я чувствую. Но кое-что все-таки можно, было бы желание и время.
Человек такое прекрасное и удивительное создание. Мы - социальные животные, и для того, чтобы нам было легче понимать друг друга, у нас есть эмпатия и речь. С речью все более-менее понятно, хоть и сложно. Порой, чтобы передать именно то, что хочешь сказать, нужно много-много слов и уточнений, чтобы устранить разночтения, соотнести понятийный аппарат. К примеру, если я скажу, что «фантазирую о доминировании», то мне с партнером ещё много о чем будет поговорить, чтобы уточнить детали того, что же на самом деле я имею в виду. С эмпатией же все намного интереснее.
Эмпатия - это встроенный механизм, который на сенсорном (то есть даже довербальном) уровне помогает нам понять настроение, состояние другого человека. На сенсорном, значит, через тембр голоса, интонации, выражение лица, позы и др. невербальные сигналы. Наверняка, вы уже слышали откуда-нибудь про зеркальные нейроны. Вот благодаря этим товарищам и выполняется этот механизм. Мы можем «заразиться» настроением другого(их) просто потому, что у нас в мозге есть такой механизм. Ещё одним открытием в изучении эмпатии и зеркальных нейронов является то, что с точки зрения анатомии, люди, лучше чувствующие своё тело, более способны к эмпатии (https://psixologiya.org/razdely/psihofiziologiya/2230-zerkalnye-nejrony-empatiya-i-emoczionalnoe-zarazhenie.html)
Я очень люблю телеску. Серьезно, я задрот телески. Мне нравится вникать в различные практики, различать тончайшие оттенки чувств и телесных ощущений. В этом плане эмбодимент, с его выстраиванием поз, телесным опознаванием движения, интенций, телесных паттернов, очень неплохо дал мне пищу для размышлений и открытий.
А ещё я очень люблю делиться своими открытиями. Особенно с Д. (Д - это мой партнёр и он сам просил его так называть =)). У Д есть прекрасная черта - он безумно принимающий. Я каждый раз внутренне удивляюсь - «что, и на этом уровне тоже?». Так вот, ещё в начале наших отношений Д говорил, что он жутко не эмпатичный. А я с какого-то момента наших отношений жутко полюбила с ним делиться своими изменениями, инсайтами, новыми знаниями. Каждый раз делюсь даже небольшими открытиями: как я исследую и пытаюсь подружиться со своей агрессией, как меняется внутренняя карта тела, как меняется телесная чувствительность. А он каждый раз внимательно слушает, задаёт кучу вопросов, делится тем, что знает сам и подкидывает новые источники.
С таким «вниканием» друг в друга прошло около года. В последние месяцы я активно работала над тем, чтобы находить методы быстрого восстановления сил. Одним вечером нам обоим необходима была перезагрузка. И Д предложил мне показать ему на своём примере, как я отдыхаю: поставить свою музыку, медитировать и вообще «вести» вечер. Кажется, что к тому вечеру Д довольно сильно развил свою эмпатию ко мне, было похоже, что он будто на время стал немного мной - лежал в моей позе, надел мою одежду «потому что так уютнее», расслабился и гладил меня так, как я гладила бы себя сама.
В тот вечер я была так счастлива, ведь мне кажется удалось хоть немного показать, из какой телесности я живу.