Увольнять не любит никто.
Это неприятная задача, и любой руководитель старается отпихнуть ее от себя, а если не получается – сделать максимально быстро. И тут есть много искушений свалиться в непрофессионализм.
1. Ваша прямая обязанность – давать сотрудникам обратную связь о качестве работы и делать это так, чтобы и у вас, и у сотрудника было однозначное понимание серьезности ситуации. Если сотрудник думает, что он работает отлично, а вы тем временем кипите и готовите план увольнения – у вас огромное поле для развития управленческих навыков.
2. Соблюдайте законодательство.
3. Платите компенсацию. Если человек действительно хорошо работал, но попадает под сокращение, не нужно пытаться «отжать» деньги у человека. Попробуйте выбить максимальный бюджет на сокращение.
4. Честно озвучивайте причину увольнения. Хочется избежать неприятных разговоров, но попытка смягчить ситуацию и соврать – это медвежья услуга сотруднику. Как он может исправиться, если не понимает, над чем работать?
5. Начинайте беседу с положительных качеств сотрудника и благодарности за работу.
6. Не переходите на личности. Увольнение само по себе удар по самооценке. Ваша задача – говорить только о тех профессиональных качествах, которые нужно улучшить. Но не о личности человека.
7. Признайте право человека на эмоции, но не сваливайтесь в сильное сопереживание и сочувствие. Не надо банальных клише «Я знаю, что вы сейчас чувствуете» - вы не знаете; «Вы поймете, что это только к лучшему» - это фальшивка. Просто выслушайте человека.
8. Обсуждайте конкретику: процесс передачи дел, дату последнего выхода на работу, размер компенсации и пр.
9. Ограничьте доступ к важной информации. Ситуации бывают разные и лучше подстраховаться
10. Предложите помощь – скажите, что готовы выступить рекомендателем (если готовы, конечно).
11. Градируйте степень сочувствия и содействия. Есть сотрудники, избавление от которых на благо компании. А есть те, кто попал в жернова сокращения по воле случая.
Увольняли когда-то? Как ощущения? Я до сих пор помню первое увольнение. Мне было 25, сотруднику больше 47 и мне было очень страшно и неприятно