Пилат - не имя
Понтий ПИлат - личность известная, однако, история по своему мстит таким, как он. Например, лишает имени, данного при рождении, имени, которым мать называла ласково сына, пока он был младенцем и она с нежностью и любовью качала его в колыбели. В историю своей сопричастности одному из самых жестоких и бессмысленных преступлений (отдать Христа на растерзание толпе религиозных фанатиков) этот человек вошел как Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus).
Понтий означало принадлежность к роду Понтиев (родовое имя). Пилат же - это не имя, как многие из нас думали, а прозвище. Pilatus, по мнению ученых, вероятнее всего означает метателя копья или дротика (pilum). Так что Пилат, утративший однажды свое собственное имя, стал просто метателем копья из рода Понтиев. Причем, мастером метания мог быть даже не он, а кто-то из его предков. Как звали Понтия Пилата на самом деле, скорее всего мы никогда так и не узнаем.
Вспомнить все
Но кое-что о том, что это был за человек, вспомним. Это для того, чтобы лучше понять причины его поступка и уйти от сочувствия, к чему так талантливо подвел Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита", а потом Лавров, неплохо сыграв в одноименной экранизации произведения Булгакова. Творческие люди могут себе позволить такие вольности. "Мастер и Маргарита" - очень интересная книга, но эпизоды про Христа и Понтия Пилата всегда интуитивно напрягали тем, что вызывали сочувствие к "страдальцу" Пилату. Романтизация образа такого как Понтий Пилат... не уверена, что это правильно.
На посту прокуратора
О том, чем занимался Понтий Пилат до того, как император ТИберий назначил его наместником в Иудее, в история сведений не осталось. Зато сохранились сведения о том, чем он занимался, когда стал представителем Рима у евреев.
До Пилата прежние наместники Рима старались не раздражать иудеев, которые не признавали изображений на знаменах и внесение знамен с изображением Цезаря на свою территорию, считали страшным оскорблением и готовы были умереть, лишь бы не допустить такого кощунства. Однако Понтий Пилат посчитал, что эта уступка излишняя и надо действовать иначе.
Провокатор
В «Иудейской войне» Иосифа Флавия о периоде правления Иудеей Понтия Пилата рассказывается следующее (цитирую по работе "Исторический Понтий Пилат", https://sverc.livejournal.com/595411.html):
«...Прокуратором Иудеи Тиберий назначил Пилата. Под покровом ночи тот доставил в Иерусалим изображения Цезаря, так называемые “знамена”. С восходом солнца среди евреев возникло великое волнение, ибо очевидцы были поражены при виде этих изображений, означавших попрание их законов (ведь законы запрещают выставлять в Иерусалиме каких бы то ни было идолов). Возмущенная городская толпа пополнилась наплывом людей из сельской местности, и все двинулись в Кесарию, где стали умолять Пилата почтить их древние обычаи и убрать “знамена” из Иерусалима. Когда Пилат ответил отказом, они пали ниц вокруг его дома и оставались недвижимы пять дней и пять ночей...."
Нашла коса на камень
Что случилось дальше, просто перескажу. Пять дней евреи протестовали, лежа перед домом ПИлата. На шестой день он отправился на работу в суд и распорядился вызвать туда к нему протестующих, мол, он созрел для ответа по их протесту. А когда те пришли, приказал своим воинам их окружить и обнажить мечи. Народ заволновался и не напрасно. ПИлат объявил свою волю. Суть сказанного сводилась к тому, что если евреи не смирятся с тем, что знамена с Цезарем будут в Иудее, где он сочтет нужным, а значит - везде, то он прямо тут отдаст приказ изрубить их мечами.
ПИлат был уверен, что аргумент сработает, но ошибся. Евреи все разом, как по команде, склонили головы и заявили, что предпочитают смерть попранию их Закона, который древнее Рима и Понтий ПИлат, как и Цезарь им не указ.
ПИлат, осознавая, что дело может закончиться бунтом или перспективой уничтожения всего еврейского населения в своем протекторате. Тиберий за такое правление может и наказать. Поэтому ПИлат решает отступить, чтобы решить вопрос в другой раз, как только представится случай и приказывает убрать знамена из Иерусалима. Формальное объяснение было таким, что он не знал, что евреи так обидятся. Однако на этот счет есть другое свидетельство. "Пилат был первым из римских наместников, кто внёс «знамёна» в Иерусалим, причём сделал он это, по мнению Иосифа Флавия, именно для «надругания над иудейскими обычаями» (Иудейская война. XVIII.3.1-2) [Иосиф Флавий 2003: 309-310]
Смена тактики, коварство и жестокость
Случай со знаменами показал ПИлату, что с евреями надо по другому, хитрее. И в следующее конфликтной ситуации опробовал свой собственный метод убеждения строптивых и недовольных.
Буча разгорелась, когда ПИлат изъял священную казну Иерусалима, которая называлась Корбан и потратил ее на постройку акведука. Дело хорошее, но взять деньги можно было и в другом месте. Запустить руку в Корбан - это была чистой воды провокация (ПИлат не забыл истории со знаменами).
Потом как ни в чем ни бывало, снова пошел в суд и стал ждать. Взбудораженные новостью о новом неслыханном кощунстве, евреи собрались у здания суда и подняли такой крик, что Пилата, который там выступал с речью, не было слышно. Далее цитирую тот же источник:
"Однако Пилат предвидел беспорядки заранее, и его воины, переодетые в обыкновенное платье, под которым было спрятано оружие, смешались с толпой, получив от Пилата приказ не пускать оружия в ход, но успокоить смутьянов дубинками. Он из суда подал им сигнал, и евреи были избиты до такой степени, что многие умерли от побоев, а другие затоптаны насмерть во время бегства. Судьба погибших привела толпу в ужас и заставила ее замолчать» (Иудейская война. II.9) [Иосиф Флавий 2017: 134]
До Тиберия доходят слухи
Историки, изучая "дело" Понтия Пилата приходят к выводу, что в период его правления обычным стали взятки, произвол, частые казни, причем, без суда или по формальному поводу или оговору. При этом он всячески пресекал попытки донести до Тиберия информацию о своих преступлениях. Шпионы доносили ему о любых поползновениях. И все же не усмотрели. Тиберию нажаловались на Пилата и он поставил ПИлата на место, приказав умерить свою прыть и не будоражить народ, "раскачивая лодку народного гнева", причиняя тем самым вред РИму.
Вызов в Рим. Начало заката эпохи Понтия Пилата
Жалобы на Пилата так или иначе до ТИберия доходили. После очередной жестокой расправы над недовольными Пилата вызвали в Рим. Это не сулило ничего хорошего.
ПИлат не мог ослушаться и ехал туда как на заклание. Ему дьявольски повезло - пока он ехал, ТИберий скончался. На этом везение Пилата закончилось потому, что на смену ТИберию пришел Гай Юлий Цезарь Германик(он же Калигула - с лат. "солдатский сапог"), с которым исследователи связывают в конечном итоге "закат звезды" Понтия Пилата, иудейского прокуратора на протяжении 10 лет.
Опала и возмездие
Началась жестокая опала, которую сам мастер жестокости Понтий ПИлат пережить не смог.
Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 – 339/340) в своей «Церковной истории»: «Стоит обратить внимание, что тот самый Пилат, живший во времена Спасителя, впал, по преданию, при императоре Гае в такие беды, что вынужден был покончить с собой и собственной рукой наказать себя: Божий суд, по-видимому, не замедлил настигнуть его...» (Церковная история. II.7) [Евсевий Кесарийский 2013: 79], цитируется по тому же источнику - "Исторический Понтий Пилат", https://sverc.livejournal.com/595411.html.
Так ли это, точно не известно. Возможно самоубийства Пилата и не было. Но символичность именно такого финала его жизни была бы очевидна - как "смерть иуды".
Надеюсь, вы не скучали! Пишите коменты, делитесь своими мыслями по поводу прочитанного. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Палец вверх и рекомендация друзьям также желательны.
С ув., автор
Другие статьи автора:
Что случилось с архивами "Штази" (аналог КГБ в ГДР) после объединения Германии