Привет, потомки! Пишу вам из прошлого. Возможно, вы не читаете научные книги и не следите за нашим горьким опытом. Когда-то давно, мы строили много дорог, развязок и путепроводов, мы хотели избавиться от городских пробок и заторов. С появлением новой полосы, заторы возвращались спустя несколько лет, уже в большем объеме. Приходилось рубить деревья, демонтировать трамвайные пути, чтобы построить еще одну дополнительную полосу. Эта зависимость уничтожила наши города. Мы опирались на пропускную способность, которая была, как нам казалось, оценкой эффективности транспортной системы.
Прошли десятилетия. Наши города опустели. Город стал транзитным участком, в котором не осталось места для человека. Весь средний и высший класс общества, которые могли позволить купить личный автомобиль, перебрались жить в тихие пригороды, создавая маятниковые поездки в город каждый день, тем самым увеличивая километраж и создавая еще более крупные заторы. Либо вовсе уезжали из городов, прекращая пополнять городской бюджет. Центр опустел, стоимость жилья снизилась, его заполонили низшие слои общества.
Мы осознали свою ошибку. Нам потребовались десятилетия, чтобы восстановить образ городов для человека. Мы вернули людям общественный транспорт, который ранее был не конкурентоспособный с личным автомобилем. Мы поняли, что пропускная способность не тот показатель, на который нужно обращать свое внимание. Задача транспортной системы - перемещение людей, а не транспортных средств. Поэтому единицей измерения в пассажирских перевозках следует считать пассажира, а не автомобиль. Благодаря новому подходу, мы избавились от заторов, вернув тот самый убыточный общественный транспорт. Мы перестали создавать комфортные условия для личного автомобиля и начали поощрять групповые поездки. Вернули трамвайные пути, выделили полосы для автобусов. Все те водители, которые сами создавали заторы, пересели в общественный транспорт, чтобы не стоять в общем потоке. Городские дороги начали разгружаться.
Мы спешили вернуть человека в города. Никто не хотел возвращаться в город, построенный исключительно для автомобиля, где центр разделен широким проспектом, а жилые и общественные пространства были оборудованы под парковку, по мере роста автомобилизации. Нам предстояла сложная и долгая работа. Мы создали условия для велосипедного сообщения, вернули парки и общественные пространства, где позже расположился бизнес. Человек почувствовал себя в безопасности. Необходимость в путепроводах, развязках и шоссе в городе исчезла. Мы построили город заново, сохранив человеческий масштаб.
А теперь возвратимся в наше время и оценим ситуацию в г. Ульяновске.
Попытки решить проблему транспортных заторов за счет расширения дорог - подобны попыткам избавления от избыточного веса, посредством ослабления поясного ремня.
Если в городе возникли заторы, необходимо выявить их причину возникновения, а не бороться со следствием своей некомпетентности и переносить заторы на другие участки дорог, чтобы позже избавиться от пешехода, единственного источника активности в наших городах.