Найти тему

Как учить Нехочуху

С самого начала обучения на дому мне пришлось искать способы мотивировать детей к занятиям. Известный факт: дома даже взрослым трудно себя заставить выполнять какую-то работу из категории «надо», дом располагает к расслаблению и отдыху. Про детей нечего и говорить: они хотят лежать на диване и играть в «Майнкрафт».

— Какие ещё уроки?

— Можно не писать вот это вот всё?!

— Так ведь это в уме решается!

— Да я уже всё понял, зачем мне делать эти разборы?

И всё в таком роде.

Убеждение важно и нужно, но далеко не всегда эффективно. Например, у нас так: если ребёнку учебный материал даётся легко, он какое-то время соглашается посидеть над задачками. Но не долго. Потому что он, видите ли, не любит писать. Он решил в уме и записал только ответ. А это, как мы знаем, при аттестации повлияет на оценку. А уж если тема какая-то сложная – задачи с неизвестными, к примеру, или пропорции, то и до порванных тетрадок и сломанных ручек доходило, обязательно в сопровождении моря слёз и соплей до колена. И это моя старшая, бывшая в школе отличницей! Не знаю, что у них там, в школе, за система поблажек, может, просто в сравнении с остальными детьми она как-то выделялась, но я у неё отличных знаний по основным дисциплинам после перехода на СО не обнаружила, многие моменты пришлось даже подтягивать, чтобы выстроить платформу для усвоения дальнейшего материала.

И вот если началась подобная истерика – всё, бесполезно разговаривать, увещевать и убеждать. Это не работает.

Не охота месить в лесу глину каждый день до своего совершеннолетия        https://splashbase.s3.amazonaws.com/unsplash/regular/tumblr_n4cm5slQ8N1st5lhmo1_1280.jpg
Не охота месить в лесу глину каждый день до своего совершеннолетия https://splashbase.s3.amazonaws.com/unsplash/regular/tumblr_n4cm5slQ8N1st5lhmo1_1280.jpg

Тут пора пугать, а пугать есть чем: мы живём в 5 километрах от школы, школьный автобус проходит по асфальту, в трёх километрах. Путь до него лежит через две деревни, два садовых кооператива, лес и пустырь. Когда включается Нехочуха, я говорю:

— Ну, хорошо. Не хочешь – не надо. Собирай портфель, готовь форму и ставь будильник – завтра ты идёшь в школу. Только помни, что повторно на семейное уйти будет нельзя, так и будешь каждый день в школу ходить. Одна. Потому что мне некогда вас сопровождать целый день, то одного, то второго!

Вот это работает. Потому что проще победить «иксы», чем месить в лесу глину каждый день до своего совершеннолетия. Это со старшей, она всё-таки более сознательная.

С младшим это, конечно, тоже работает. Но мгновенно, как у дочери, прилежный ученик не включается, тут нужны ещё аргументы. И их есть у меня.

Младший у нас – личность весьма меркантильная, поэтому с ним эффективнее разговаривать на языке денег. Знаю, вопрос спорный по поводу оплаты детям их работы или учёбы, но я ведь не из своего кармана плачу. После успешной сдачи аттестации государство выплачивает родителям компенсацию, небольшую, конечно, но всё же. На каждого суммы разные, поскольку рассчитываются из количества предметов, примерно по тысяче рублей на дисциплину в четверть. Мы сдаём экзамены по полугодиям, соответственно, получаем сразу удвоенную сумму, половину которой я отдаю ребёнку, на которого она начислена. Как выучился, так и денежку получил – удобно.

Другое дело, если сами заработали
Другое дело, если сами заработали

Эти деньги детям нельзя тратить на развлекушки и вкусняшки. Они покупают товары себе, но список покупок обязательно согласовывают со мной. Например, с выплаты за годовую аттестацию они купили себе зимнюю одежду и обувь, старшая дочь приобрела ювелирные украшения, а младший сын – новый телефон, потому что старый разбил. Двойная выгода для меня: и дети одеты, и учиться им хочется, а в школу – нет, там не платят.

Самое главное — продержаться первый временной отрезок, до первой выплаты. Потом с каждым разом дети начнут вникать в отношения с деньгами, научатся планировать траты и приобретения. Я считаю, что уже с младшего школьного возраста нужно учить детей товарно-денежным отношениям, однако карманных денег я им никогда не давала. Другое дело, если сами заработали. Зато теперь у них есть чёткое представление, что никакие блага с неба на них не упадут, нужно трудиться, решать задачи с неизвестными и писать скучные изложения. И обязательно каждую осень – сочинение на тему: «Как я провёл лето».

Вот тут тупой угол
Вот тут тупой угол

И ещё один маленький нюанс: одними деньгами тоже невозможно замотивировать, нужно, чтобы детям было интересно учиться. Поэтому мы постоянно переносим материалы из учебника в реальную жизнь, чтобы получить представление, для чего нам все эти тонны информации. К примеру, когда мы с младшим проходили углы и треугольники, он никак не мог понять, чем тупой угол отличается от острого, пока я не объяснила ему это на примере крыш у домов. Мол, вот тут тупой угол, видишь, у них много снега на крыше. А вот у этих – острый, и снега там нет. Зато крышу с тупым углом легче крыть и ремонтировать. И подобным образом мы переносим в реальную жизнь всю полученную из учебников информацию.

Резюмирую:

Для того, чтобы замотивировать ребенка учиться дома, я использую несколько приёмов: аргументированное убеждение, угрозы отправить их обратно на очное обучение с попутным лишением «зарплаты», безоговорочную выдачу этой самой «зарплаты» при успешной сдаче аттестации и каждодневное объяснение, зачем нам вообще вся эта школа, на примерах из жизни.

Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:
Самое важное при оформлении на СО
"Майнкрафт"... Я была в ступоре и не знала, как реагировать

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.