Декоративная птица в технике сграффито - одно из заданий, которые я даю на первом году обучения. Сграффито - это вид декора изделий из глины. Например, на работу из красной глины, наносится слой белого ангоба. Потом специальными инструментами, слой ангоба снимается, открывая нижний слой глины (ангоб - это глина, белая или окрашенная пигментами, разведенная до состояния жидкой сметаны). Обычно используются цвета, контрастные по отношению к цвету черепка (хорошо читается белый ангоб на красной глине, чёрный на белой).
Задание большое, выполнение занимает два занятия. Основные задачи, которые я перед собой ставлю - это объяснить ребятам, что такое эскиз, для чего он нужен художнику и как выполнять работу, придерживаясь эскиза; научить детей декорировать работы способом сграффито. При выполнении работы, учащиеся узнают, что такое ангоб и какими способами его можно наносить на поверхность работы.
Эскиз предлагаю выполнить при помощи вытинанки. Такой способ создания эскиза имитирует технологию нанесения сграффито в керамике.
Во многих моих заданиях акцент сделан на схожести некоторых технологий в различных видах декоративно-прикладного искусства, возможность адаптировать эти технологии к технологиям другого вида искусства.
На примере представленных занятий хочу продемонстрировать возможности использования вытинанки на занятиях керамикой в качестве эскиза для декора изделий в технике сграффито.
Техника сграффито позволяет использовать практически все средства выразительности: пятно, линию, фактуру, точку. Однако для нанесения рисунка на изделия необходимо выполнить эскиз в натуральный размер, т.к. ребёнок может ошибиться при процарапывании и не всегда будет возможность исправить рисунок. На этапе создания эскиза можно столкнуться с затруднениями, т.к. необходимо заранее продумать, в каких местах снимать слой ангоба, а в каких оставлять (т.е. проработать эскиз тоном). Такого эскиза сложно добиться от ребёнка, который впервые выполняет декор сграффито, поэтому, как правило, перенос рисунка сводится к обводке частей композиции линией, немногие решаются самостоятельно поработать пятном.
Использование вытинанки в качестве эскиза для сграффито в значительной степени решает эту проблему. Выполнение работы на бумаге имитирует технику сграффито (белая бумага с прорезями – слой ангоба, коричневая либо красная – слой глины), в результате чего ребёнок видит перед собой проект будущей работы в материале и понимает, где ему будет необходимо снять слой ангоба, а где оставить.
«Создание эскиза декоративной подвески «Птица» в технике вытинанка»
Тип занятия:комбинированное.
Цель занятия: выполнить эскиз декоративной подвески «Птица» в технике вытинанка
Задачи:
образовательные:
- сформировать представление о понятиях вытинанка, эскиз.
- научиться основным способам вырезания (по сгибу, по краю)
- получить навык создания декоративной композиции
развивающие:
- развивать мелкую моторику, аккуратность, внимательность;
- развивать чувство меры, композиционные способности;
воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству и традициям своего народа;
Оборудование и материалы: бумага белая и цветная, клей-карандаш, ножницы, калька, карандаш, ластик, образцы работ учащихся, примеры работ мастеров вытинанки.
Предполагаемые результаты.
По окончании занятия учащиеся:
- познакомятся с понятиями эскиз, сграффито, ангоб, вытинанка;
-освоят основные способы вырезания;
- создадут эскиз птицы в технике вытинанка.