Изящная и сказочная красота модерна до сих пор является предметом восхищения огромного количества людей. Во многом такая популярность самого краткого и самого яркого из стилей в истории мирового декоративного искусства обусловлена его многоликостью и многогранностью.
Так, строгий модерн художников венского сеццесиона и немецкого югендстиля с его лаконичной простотой совершенно непохож на феерию красок, орнаментов и форм, которая в это же время правила бал в прекрасной Франции. А холодный серебряный блеск украшений Либерти вообще не имеет ничего общего с прихотливыми нагромождениями архитектурных шедевров, являющихся плодом фантазии Антонио Гауди.
Ну и конечно, неким особняком в этом царстве стоит американский модерн, попытавшийся соединить в себе все достижения художественных поисков европейских мастеров с подлинно американским расчетом и практичностью. Итогом этой попытки стало возникновение совершенно нового явления, получившего название «Стиль Тиффани»…
В отличие от английского аналога - «Стиля Либерти», обязанного своим появлением и популярностью творчеству большого числа различных мастеров и художников, «Стиль Тиффани» практически целиком и полностью является результатом художественного гения одного единственного человека.
Этим человеком был Луис Комфорт Тиффани (1848 — 1933) — второй сын состоятельного и вполне успешного американского бизнесмена Чарльза Льюиса Тиффани (1812 — 1902), основателя Tiffany & Co (1837г.)
К середине 19 века эта фирма была уже довольно влиятельным и популярным игроком на американском рынке ювелирных украшений. Казалось бы, такой прибыльный бизнес изначально должен был определить будущее молодого наследника.
Однако Л.К. Тиффани интересовался совершенно иным — в первую очередь его привлекала красота во всех ее возможных проявлениях. Даже спустя много лет, будучи уже признанным художественным гением, он все равно останется верен именно красоте
«Я всю жизнь стремлюсь зафиксировать красоту в дереве, камне, стекле и керамике, в масле и акварели — в том, что кажется наиболее подходящим в данный момент. Выражать красоту — мое кредо» (Л.К. Тиффани).
Естественно, что первое к чему обратился Тиффани в своих поисках был мир монументального искусства, и, прежде всего, - мир живописи. Так уж получилось, что представитель одной из самых известных фамилий в мире американского бизнеса оказался талантливым художником, снискавшим себе определенную славу и популярность.
В дальнейшем, в ходе своих бесконечных поисков Тиффани активно экспериментировал с разными видами и формами декоративного искусства: какие-то из них становились его страстью, какие-то — вскоре забывались, но любовь к живописи он пронесет через всю жизнь.
Монументальное искусство на первых шагах вполне устраивало Тиффани как средство самовыражения и некая форма красоты, и, возможно, он так навсегда бы и остался одним из многочисленных художников прекрасной эпохи.
Благо способности и обстановка к этому располагали: отсутствие финансовых ограничений, успешный семейный бизнес вкупе с самым лучшим по тем временам образованием создавали наилучшие условия для поисков красоты…Тиффани много и активно путешествовал — посещал Испанию, Северную Африку, Италию, изучал искусство и мастерство европейских художников, при желании — брал у них уроки. И, конечно,везде находил сюжеты для своих картин…
А затем случилось непредвиденное - посещение Франции и Англии: с одной стороны — знакомство с великолепными произведениями средневековой готики, с другой — с достижениями европейского модерна и, прежде всего, - с движением «Искусства и ремесла».
Тиффани открылся совершенно новый мир — мир декора и изменчивой красоты, и самым интересным и необычным проявлением в этом мире были стеклянные шедевры — красочная суровость строгих средневековых витражей и хрупкое изящество шедевров французской школы Нанси.
Стекло имело для художников модерна какую-то особую притягательность. Пластичность, изменчивость, многоликость этого материала позволяла в самых сложных и изысканных формах воплощать свойственное этому стилю стремление к природе и красоте.
Так, для Рене Лалика стекло ассоциировалось с легкостью облаков, а для братьев Daum и Эмиля Галле — с богатством, хрупкостью и изяществом мира растений. Тиффани же увидел в стекле нечто другое — для него оно стало средством поиска света, способного по-настоящему раскрыть истинную красоту окружающего мира, прообразом некой магии, которая могла принести прекрасное в обыденность.
Однако, когда Тиффани решил ближе познакомиться с самой техникой создания стеклянных шедевров, он оказался разочарован: господствующие в то время способы производства цветного стекла показались ему ограниченными и даже преступными.
Особенно категорично он высказывался по поводу метода росписи стекла красками — с его точки зрения такой варварский подход разрушал истинную красоту материала и абсолютно уничтожал какую-либо возможность для прохождения света, извращая его, лишая его естественной природы.
Поэтому по возвращении на родину он активно принялся за исследования, пытаясь отыскать новые или давно забытые старые технологии по производству стекла, которые смогли бы наилучшим образом воплотить его идеи о настоящем свете, способном преобразить мир.
К счастью финансовое положение семьи позволило ему купить стекольный завод и практически не ограничивало его творческие поиски. А они оказались настолько успешными, что уже в 1885 году он смог создать свою собственную компанию по производству стеклянных изделий -Tiffany Glass Co.
Позже, в 1892 году после успехов в сфере дизайна, он переименовал компанию в Tiffany Glass and Decorating Co. А в 1900 году - упростил это название до Tiffany Studios.
Именно деятельность этой фирмы, ее хрупкие стеклянные шедевры стали основной страстью Л.К. Тиффани, основным его достижением, принесшим ему невероятный успех, славу и навсегда вписавшим его имя в мировую историю модерна.
И это при том, что, как уже упоминалось выше, стекло было одним из самых популярных материалов у художников той поры. Но Тиффани смог выделиться на фоне всех, создать свой особенный стиль, который сейчас известен практически каждому — согласитесь, что о творчестве Даум или Галле знают немногие, а вот лампы Тиффани видели все.
На самом деле знаменитые абажуры (о них речь пойдет в отдельной статье) были лишь заключительным этапом в длинной череде творческих поисков, художественных открытий и дизайнерских свершений, через которые прошел Тиффани и его молодая компания.
Начиналось же весьма просто — с изготовления ваз, бокалов, и других еще более непрактичных стеклянных предметов декора — Тиффани все-таки унаследовал некоторую предпринимательскую жилку и быстро понял, что в эпоху господства модерна роскошь востребована как никогда, а декор всегда был ее неотъемлемой частью.
Отличительной чертой изящных, хрупких безделушек Тиффани, практически сразу ставшей ключевой характеристикой его фирменного стиля, было обилие красок и цвета — подобно братьям Даум во Франции, Тиффани в Америке стремился воплотить в жизнь природное многообразие всех возможных оттенков.
Но в отличие от французов, поглощенных в первую очередь волшебством и красотой растительных орнаментов и сюжетов, Тиффани в своих произведениях стремился передать не только сами цвета, но их игру и изменения под действием света, а потому его шедевры были более живыми, нежели французские аналоги.
В его вазах и чашах тона и оттенки причудливо смешивались, переходили из одного в другой, переливались радужным блеском, завораживали роскошью перламутра. В итоге, до сих пор при взгляде на них создается иллюзия движения, некой формы жизни, природа и характер которой даже сейчас не совсем доступен для понимания, и скорее служит неким проводником в мир сказочных снов и фантазий, порождаемых бесконечными ассоциациями, игрой света и тени...
На самом деле эта художественная красота была обязана своим существованием вполне научным достижениям: живость и игра света достигались благодаря внедрению новых способов производства стекла, самыми популярными из которых, своего рода визитными карточками Тиффани, были опалесцирующее (мерцающее) стекло и стекло иризирующее (с радужной переливающейся поверхностью, «нефтяным эффектом»).
Опалесцирующее (мерцающее) стекло получали путем воздействия на разогретую стеклянную массу паров оксидов металлов. Для этого стекла Тиффани специально ввел обозначение Favrile (от старо-французскогоFavrile («ручная работа»)), которое в 1894 году было закреплено за продукцией фирмы Тиффани как торговая марка и позже со штампом Favrile производились уже все предметы из стекла, керамики, эмалей Tiffany Studios.
Радужное (иризирующее) стекло получали посыпая еще горячее изделие металлической пылью.
Помимо двух этих основных техник существовали и другие, менее популярные, но все-таки активно используемые Тиффани, такие как вулканическое стекло(с чередованием блестящих и матовых поверхностей), складчатое стекло (с неровной поверхностью, дающей игру оттенков), классическое многослойное и многие другие— всего к 1900 году Тиффани добился производства стекла свыше 5 тыс. различных цветов и оттенков.
При этом, подобно всем художникам модерна, он не ограничивался одной лишь игрой света, активно экспериментируя с формой.
Например: один из любимых дизайнов Тиффани — ваза «гусиная шея». Ее странная изящная форма была навеяна воспоминаниями о восточных путешествиях — персидскими кувшинами, которые согласно легендам использовались как «сосуды для слез».
Сосуд для слез или «слезница», предназначался для сбора слез жен, разлученных со своими мужьями. Если мужу приходилось уезжать на длительный период по делам, на войну или паломничество в Мекку, он давал такой сосуд своей жене, чтобы она могла плакать в него и, следовательно, доказать, насколько сильно она страдала без супруга…
Странно, но у Тиффани эта форма получила настолько своеобразное выражение , что его вазы кажутся скорее забытыми элементами некой инопланетной формы жизни, неизвестно как оказавшимися на нашей планете...
Еще одна типичная форма стеклянных шедевров, правда куда более консервативная в сравнении с описанной выше, появилась в творчестве Тиффани после его знакомства с главным гением французской школы Нанси в области декоративного стекла — Эмилем Галле, - в 1889 году. Это была форма цветов…
Восхищенный шедеврами великого француза, Тиффани активно воплощал в своем творчестве так любимые Галле растительные и природные мотивы, но, как и все подлинно гениальные художники, делал это совершенно по-своему.
Сначала, в несколько упрощенном варианте — в одной лишь форме вазы, имитирующей хрупкий бутон изящного цветка, а затем — в красочных растительных узорах на многочисленных витражах и знаменитых абажурах.
Так, яркая красота природы, передать изменчивый характер которой так стремился модерн, нашла у Тиффани свое невероятно красивое воплощение…
Однако он сам относился к своим произведениям отнюдь не так восторженно, для него эти многочисленные стеклянные безделушки были не чем иным как черновиками — набросками, на которых он оттачивал свое мастерство.
Подобно всем художникам модерна Тиффани не придавал особой значимости отдельным предметом декора, считая их лишь составной частью единого произведения, шедевра. Таким шедевром могла быть комната или даже целый дом, но никак ни отдельная ваза.
Тиффани быстро проникся идеей создания подобных глобальных творческих произведений, начав с создания изящных и хрупких стеклянных безделушек, он подобно Виктору Орту в Бельгии, Антонио Гауди в Испании, Уильяму Моррису в Англии, или Луи Мажорелю во Франции, принялся за создание дизайнов помещений. Он сам продумывал все мельчайшие детали обстановки, чтобы все пространство комнаты или дома в целом производило эффект единого художественного шедевра.
К сожалению, большинство из них дошли до нас лишь в фотографиях и описаниях современников — по прихоти капризной моды практически все интерьеры,когда-либо созданные Тиффани, были переделаны. Его Tiffany Studios тоже стала достоянием прошлого: красочные безделушки оказались невостребованными в мире более практичного Арт Деко и фирма к 1932 году обанкротилась.
На некоторое время оказалось забыто и имя самого Л.К. Тиффани — о нем вспомнили лишь благодаря самым маленьким и изящным его произведениям: многочисленным вазам, хрупким бокалам, разноцветным абажурам...- их разноцветная, уникальная красота до сих пор очаровывает людей своей непостижимой, едва уловимой магией, магией стекла и света….
Другие части статьи: Мир Тиффани. Часть 2: 20 шедевров стеклянной живописи; Магия Тиффани, част 5: необычные украшения модерна; забытый гений Тиффани
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи канала:
- 10 ювелирных шедевров последнего ремесленника Англии;
- музей средневековья или музей Клюни - путешествие online;
- музей Рене Лалика.