Как вы наверняка помните, наш президент подписал поправки к закону об образовании, куда красной нитью пошло воспитание патриотизма и нравственности.
История прививания патриотизма населению начинается с "можем повторить", развивается в НАШи, Юнармию и заканчивается на "никогда снова". Как научить человека любить свою Родину? А никак. Это либо есть, либо нет.
Но методички уже пишутся руками мудрых наставников и на сцену скоро выйдут всевозможные программы "патриотического воспитания". Стоит это всё гражданам будет 10,1 млрд рублей.
А теперь давайте немного поразмышляем над природой патриотизма.
Патриотизм — это социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё (короче, Википедия).
Социальное чувство, что это?
По моему мнению, это взрощенный и намеченный орудиями пропаганды или манипуляции вектор развития общества, определяющий ценности и потребности этого конкретного общества в выбранный исторический период. Согласны?
Обществом невозможно управлять без манипуляций, потому что договориться со всеми и с каждым в отдельности не хватит ни ресурсов, ни времени. И вот государству понадобились патриоты…
Патриотическое воспитание подрастающего поколения свалилось на систему образования.
До сих пор нет окончательного понимания принципов патриотического воспитания и молодёжной политики в нашей стране: то ли дети должны ходить в школу в военной форме, то ли маршировать на центральной площади города, то ли салютовать первым лицам города/государства и благодарить их за счастливое детство (привет, Корея).
Воспитание и пропаганда начинаются именно с детства. Если в детском саду дети любят мир целиком, не деля его на государства и религии, то с 5 класса, они уже запросто играют в войнушку с позиций «Я за русских, а ты Украина/Америка».Это выливается во подчас жёсткие «разборки» среди подростков более старшего возраста из-за шутки или оскорбления.
Последствия таких разборок бывают чудовищны: травмы, массовые драки, иногда смерть. Конечно, патриотично такие вещи замалчивать, но это имеет место быть. Про войну 1812 года в школах уже говорят мало. И это хорошо. Там были героические эпизоды, хотя в целом, гордиться особо нечем. Рассказывают про героические годы Великой Отечественной Войны, приводят примеры мужества, которых было немало. Про Крым рассказывают, мол вернули в состав России нашу исконную землю.
Не говорят, правда, о последствиях возвращения Крыма, о выселенных из общежитий в Москве и Петербурге студентах ради заселения туда братских крымчан, про обвал рубля и взлёт цен на всё, про международное отношение к этому тоже ни слова. Это не та сторона медали, которую должен знать патриот, наверное.
Да, ученики регулярно ездят на военно-патриотические игры, где особым уровнем мастерства считается сборка-разборка автомата на время и умение ходить строем.Замечаете тенденцию?
Патриотизм настойчиво кренится в сторону узконаправленного знания и милитаризации.Суть патриотического воспитания на данный момент — готовность дать «в бубен» забугорному соседу и погибнуть во имя интересов Родины.
Существующий патриотизм — это извращение, основанное на агрессии и ненависти ко всему «другому», отличающемуся. Но что рождает эта агрессия кроме изоляции и такой же агрессии?
А что же такое патриотизм в моём понимании? Патриотизм для меня — это любовь к своему двору, своей улице, своему городу и стране. Это готовность изучать новое, применять его и делиться с другими для того, чтобы сделать жизнь лучше, прогрессивнее, гуманнее.
Патриот — тот, кто не кинет мусор мимо урны, поможет остановить правонарушение, отговорит друга от дурного поступка. Вот, о чём важно говорить каждый день — о поддержке, о том, что не количество патронов делает тебя защитником Родины, а крепость твоих принципов и чистота взглядов.
Стало быть, патриотизм — это не следствие манипуляции, но орудие выбора.Где мы свернули не туда? Когда мы забыли про выбор на основе знания и собственного опыта? Откуда на наших кухнях возникли разговоры про превосходство русских и неполноценность других наций? Кто дал нам право на шовинизм?
Не лучше ли родителям и школе сделать выбор в пользу культивирования ценности семьи, человеческой жизни, уважения друг к другу, воспитания личности с принципами и взглядами?
Я надеюсь, что новый облик патриотизма, который нам всем нарисуют и скажут нести в массы будет основан именно на заботе о своём доме, соседях, родных и близких, а не на агрессии.
А как вы понимаете "патриотизм"? Каким он может быть сегодня?