Оригинальная трилогия «Звездных войн» – не только классика фантастики, но и интересный с технической точки зрения фильм. Перед режиссером стояла задача с нуля создать целую вселенную и сделать это так, чтобы обеспечить зрителю эффект полного погружения. Немалую роль в этом сыграла озвучка. Недавно звуковой дизайнер Бен Бёртт поделился на официальном сайте саги секретами своей работы над фильмом «Империя наносит ответный удар» и рассказал, как именно создавалась его озвучка.
Озвучка техники
Сага рассказывает о высокотехнологичном мире, который намного превосходит уровень развития нашей Земли. И все же благодаря мастерству и трудолюбию звукотехников все эти технологии удалось сделать максимально реалистичными.
А им пришлось потрудиться! Звукооператор ездил на настоящий авианосец, чтобы записать звуки для ангара. Чтобы воссоздать на экране грохот, с которым ноги АТ-АТ обрушиваются на землю, Бёртт посетил полигон и некоторое время провел в окопе рядом с мишенями, которые расстреливали артиллеристы. Кстати, скрип «суставов» АТ-АТ имеет более прозаичное происхождение – это всего лишь лязг крышки мусорного бака. Бёртт слышал его каждый день и не мог не включить в фильм.
Звуки битвы за базу Эхо также были записаны на учениях американской армии. Бёртту позволили провести там некоторое время, чтобы собрать материал. Правда, реальные выстрелы оказались слишком «приземленными». Их пришлось замедлить, чтобы это звучало как выстрелы лазеров. Таким же образом обработали и звуки винтовых самолетов, которые «сыграли роль» истребителей TIE и «Тысячелетнего сокола», чтобы шум казался более неземным.
Один из самых запоминающихся моментов в фильме – заморозка Хана Соло в карбоните. Звук, который мы при этом слышим, это звук разогретых металлических монет, которые вдавливают в лед.
Озвучка природы
Для того чтобы воссоздать атмосферу других планет, Бёртт использовал повседневные звуки. Дизайнер утверждает, что достаточно поместить простой, обыденный и привычный шум в экзотическую среду, и он заиграет по-новому. Например, для озвучки Беспина дизайнер использовал запись сирены маяка, стоящего рядом с домом. А ледяные ветра Хота были записаны на шоссе: Бёртт разгонял машину, приоткрывал форточку и глушил двигатель.
Запись звуков для животных, населяющих Хот, Дагобу и другие планеты, далась чуть труднее. Бёртту даже пришлось пойти на некоторые жертвы! Однажды он выпустил шимпанзе в рабочий кабинет, так как боялся, что в клетке их крики будут недостаточно естественными. Запись получилась реалистичной, но животные просто разнесли помещение.
Была и более мирная работа: поездка на фермы и запись местных обитателей. Не все, правда, охотно пошли на контакт. Например, енотов пришлось посадить в ванну.
Некоторые животные или гуманоиды в фильме «говорят» голосами вполне конкретных животных. Так, ранкор – это лев, пожирающий голову коровы. А прилипалы-майноки – это лошади, ржание которых пустили задом наперед.
Самый очевидный звук – это голос Чубакки. Его «озвучивали» медведи. А тонтону с планеты Хот свой голос подарил калан (морская выдра) по кличке Мот. По словам Бёртта, на него произвело впечатление, что речь каланов похожа на человеческую.
Озвучка Бобы Фетта
Вы вряд ли помните, как «звучит» Боба Фетт. Все потому, что сцены с его участием наполнены другими шумами, и они заглушают звук костюма этого персонажа. Услышать его можно лишь в специальном издании «Новой надежды». Тогда и можно разобрать звук сканеров в шлеме Фетта, роль которых сыграли электронные «волны».
Бен Бёртт не единственный, кому приходилось прилагать массу усилий для озвучки фильма. Ранее мы рассказывали о фоли-актерах, работа которых как раз заключается в том, чтобы при помощи повседневных звуков создавать магию кино.
Читайте - «Искусство озвучки фильмов».