Какое участие принимает режиссер фильм в создании оригинального саундтрека для своего фильма. Это сегодня многие используют «принцип Тарантино» - выбрали понравившиеся песни из разных эпох, выкупили авторские права и поставили где нужно по ходу фильма.
В советские времена к музыкальному сопровождению фильма подходили куда более ответственно. Композиторы подолгу изучали содержание фильма, пытаясь почувствовать его настроение, понять задумку режиссера. И только потом, после получения «вводных», садились за музыкальный инструмент.
ОН НЕВАЖНО ИГРАЛ НА РОЯЛЕ
По поводу композитора все понятно, а чем руководствовался режиссер и какую роль принимал в процессе создания музыки? Разберем на примере одного из лучших советских режиссеров Георгия Данелии, фильм которого «Кин-Дза-дза», «Афоня», «Мимино», «Я шагаю по Москве» славятся, в том числе, и своей замечательной музыкой и песнями.
По словам Данелии, к фильму «Я шагаю по Москве» музыку подбирали экспериментальным путем. Сначала задание написать несколько композиций получил Андрей Петров.
- К счастью, он неважно играл на рояле, поэтому его мелодия сразу была видна. Хорошо играющий композитор может произвести впечатление трелями и украшениями. Гия Канчели, например, блистательный пианист, поэтому прошу его играть одним пальцем только мелодию, без украшательства. А то, чтобы он ни играл, всегда получается красиво. И вот тогда я четко определяю – что подойдет к фильму, а что нет, - рассказывал Георгий Данелия.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
Примерно за неделю композитор должен был создать музыкальные наброски для нескольких сцен. Потом режиссер слушал, что-то браковал, а что-то оставлял, чтобы наложить на сцены и дать задание доработать мелодии, создать к ним аранжировки.
- Тут есть сложный момент: фильма на экране еще не существовали, а музыка уже должна помогать мне и актерам чувствовать ритм истории, настроения. Иногда для понимания настроения я просил композиторов послушать конкретную классическую музыку, давал им пластинки, - говорил Данелия. - Кому-то это помогает, а кому-то мешает.
В итоге создавался список музыкальных тем, а, если повезет, то и готовых песен. И режиссер решал: куда и что расставить по ходу фильма. С главным героем может быть связана какая-то отдельная тема, которая нередко становится основной. Но часто общая тема есть у фильма, а не у конкретного персонажа кинокартины.
- Место для музыки в фильме определяется методом проб и ошибок. В «Осеннем марафоне» я совершенно не знал, где должна прозвучать музыка, но какая она должна быть, я примерно представлял, - вспоминал режиссер Георгий Данелия. – Петров написал много музыки к этому фильму. Но когда я пытался ее совместить с картинкой, то ничего не получалось. Драматургия Александра Володина требовала предельно тактичного использования музыки.
Никакой строгой концепции создания музыки не было, и нет. Но есть ответственное отношение к этому процессу, желание сделать все максимально емко с художественной точки зрения. И у Данелии это получалось. Он нередко говорил, что работе режиссера с создание музыки для кинокартины нужно во ВГИКе посвятить отдельный курс.
Подписаться на канал «КиноНытик»