С вами снова рубрика "готовлю домашнее задание к уроку по теории моды". Потому будет текст исследовательского характера, кому скучно про теорию, лучше промотать :-) Но если вы хоть раз испытывали стыд, досаду, дискомфорт из-за того, что у вас очень много одежды, то, возможно, стоит прочесть.
Испытывать стыд от того, что у меня большой гардероб, я стала года два назад. Я тогда вернулась в ту квартиру, где живу сейчас, и там же в результате глобальных квартирных обменов оказались все мои вещи, до этого хранившиеся по разным местам. В одной куче посреди комнаты оказалась одежда с первого курса университета, с бабушкиной квартиры, с квартиры первого мужа и то, что я покупала в тучные годы и не глядя складывала у родителей. Куча росла и росла. Папа, на тот момент съезжавший из этой квартиры в соседнюю, молча запихивал всё это в черные мешки и аккуратно ставил их вдоль стен. Вроде всё - но нет, приезжал бывший муж и заносил еще пару пакетов с вещами, найденными в процессе ремонта. Теперь точно всё! Как бы не так - вот подъехали мешки от бабушки.
Шеренга росла, я краснела, это было реально много! И однажды папа не выдержал и тактично поинтересовался, а как так может быть, что у одного человека вот столько одежды. Зачем она нужна? И как ее всю носить?
...Я ему еще не сказала, что львиная доля одежды моей дочери - бывшая моя... А то бы он точно потерял сознание!
Вот тогда и появилось это чувство. Мне стало стыдно за своё поведение - выражаясь языком пращуров. В данном случае поведение моё заключалось в неумеренных финансовых и временнЫх тратах на одежду, которая не являлась предметом первой необходимости. И даже второй необходимости. По Маслоу, эти все вещи были ближе к вершине пирамиды, так как больше относились к вопросам самореализации, чем физического комфорта.
Чувство стыда до сих пор преследует меня, когда я несу домой новую покупку. Впрочем, включилась рефлексия, и за последний год я заметно снизила темп пополнения гардероба. Сейчас я покупаю либо коллекционные винтажные вещи (их я не считаю "своими", они живут в отдельном шкафу и используются на ретродефиле), либо то, что дополняет уже имеющиеся у меня комплекты. Я исключила покупку вещей, которые плохо на мне сидят, которые дублируют уже имеющиеся и не вписываются в концепцию гардероба на ближайший месяц.
Я не знаю, хорошо это или плохо - такое самоограничение, но эта стратегия явно подходит мне больше.
Понимая, что западные исследователи уже пишут научные статьи на тему отношений человека с собственной одеждой, я решила зафиксировать свои ощущения, чтоб потом как следует их описать.
В чем причина стыда?
Скорее всего в том, что я выросла в среде, где не было принято думать о вещах. Семья блокировала мысли о том, чтоб выглядеть модно, хотя возможности были. Считалось, что важнее "быть умной", чем быть одетой. Помню, что в 22 примерно года я впервые стала зарабатывать столько, что могла позволить себе одеться так, как я хочу. И это стало чудом, радостью и открытием себя.
Лично для меня еще причина в целесообразности. Когда в последний свой "богатый" год я покупала по принципу "подешевле зато побольше", я корила себя за выброшенные впустую деньги. Вместо трех дешевых и некачественных я могла бы купить одну приличную вещь.
Последняя из проявившихся у меня причин это вопрос этики. Покупать лишнюю футболку, на которую потрачено столько-то литров воды - неэкологично. Если б это была единственная и неповторимая футболка, вопрос этичности, думаю, отпал бы.
Какие еще чувства испытывают другие?
В опросе, который я провела у себя на страничке, прозвучало "чувство досады". Интересно, что респондентка испытывала досаду в тех случаях, которые вызывали у меня стыд (причина 2).
Никаких негативных! Никаких негативных чувств не испытывают другие респондентки - тоже владелицы больших гардеробов. И у них есть на то свои основания. Об этом я напишу отдельно.
Стыд от того, что гардероб как раз небольшой, а все купленные креативные вещи куда-то деваются, и потому в активе только джинсы и майки - еще один ответ.
Что вообще дальше?
Покупая вещь, мы не думаем о том, как мы будем ее выбрасывать. А ведь рано или поздно приходится это делать. Несмотря на то, что стилисты не устают повторять, что огромные гардеробы - пережиток эпохи потребления, нам трудно расстаться с вещью, которая касалась нашего тела.
Среди причин, почему женщины хранят то, что давно не носят, сентиментальные чувства, понимание материальной ценности вещи (в денежном эквиваленте), осознание, что вещь прекрасна и вообще больше арт-объект, чем предмет гардероба, и, наконец, модель собственного "я" в прошлом.
Вот последний пункт превращает шкаф в библиотеку, в которой хранятся разные ипостаси личности владелицы. В разные периоды времени она выбирала разную по размеру и стилистике одежду, чтоб точнее выразить своё я. И, возможно, испытывает дискомфорт при мысли, что ей надо от всего этого избавиться. Типичный пример - мои мешки, занявшие чуть ли не всю комнату при переезде.
Скажу сразу, что от большого количества вещей я прямо тогда и избавилась (сдала в проект "Добрые вещи", у них есть самовывоз). Но часть якорей, напоминающих мне о себе многолетней давности, я сохранила. Специально - или потому, что "рука не поднялась" отдать.
Кстати, выносить одежду на помойку я по-прежнему не умею. Даже самые морально устаревшие вещи отдаю в фонд - пусть они сами выкинут их в мусорку, но не я.