Найти в Дзене
Учитель гармонии

"Лёгкие деньги" в педагогике, к которым лично у меня немало вопросов

Оглавление
ДМШ - территория смысла
ДМШ - территория смысла

Администрация у нас в музыкальном училище просто замечательная - серьёзные люди, понимающие. Сам факт того, что меня четырежды отпускали в декрет и каждый раз активно настаивали на возвращении, - дорогого стоит. Вот правда, без предрассудков наши директор и завуч! Не смущает их многодетность некоторых педагогов, за что им отдельное человеческое спасибо.

А меня, в свою очередь, радует принадлежность к "бренду": всё-таки консерваторское училище, федеральное. Ценное, к нам принято на учёбу стремиться - кто понимает... А меня ещё аспиранткой пригласили преподавать.

Денег огромных в "Мерзляковке", конечно, не крутится. Наш труд не бесплатный, но держится на энтузиазме и на светлой идее. Бюджетный вариант, хотя и очень осмысленный.

За последние годы мне многократно задавали вопрос: а не легче ли переориентироваться на репетиторство по родным-любимым музыкально-теоретическим предметам, спокойно принимая дома одного ученика раз в полтора часа и не "горбатясь" на группе? Ведь выгоднее, факт. И нервы - якобы - сохраннее. И с материнством, по мнению многих, сочетается лучше присутственных полутора-двух ставок. А главное - без особого напряжения, без сессий, абитуры и прочих зубодробительных обязательств.

ДМШовские будни. Дети и взрослые, которых тянет к высокому искусству. Возможно - по инерции... А надо ли?
ДМШовские будни. Дети и взрослые, которых тянет к высокому искусству. Возможно - по инерции... А надо ли?

В моей консерваторской и постконсерваторской молодости, в возрасте от 20 до 30 лет, был период активного "выездного" репетиторства. Вариант, навсегда закрытый для матери большого семейства.

Принимать обучающихся у себя дома? О, мне почти каждый день поступают чуть ли не униженные просьбы "подтянуть за отдельную плату". Аж неудобно... Аж стыдно. Спасают лишь объективные обстоятельства: при любом количестве комнат в квартире репетиторство невозможно, если одновременно функционирует четверо несовершеннолетних детей.

Утром, когда весёлый народец по школам и садам? Нет уж, утром на службу, "брендовость" поддерживать. Тут уж "или - или". К тому же, после 13-14 часов дня сознательная мама просто обязана переключиться на дополнительное (то есть, возможно, важнейшее) образование собственных детей.

Променять место в училище на репетиторский труд дома - на мой взгляд, несколько недальновидно. Утратить "марку", прослыть бывшим преподавателем статусного учебного заведения - хуже не придумаешь. А главное - назад дороги нет, и это определённо. В мои-то 41 - просто смешно терять очевидные преимущества, престиж и некоторую социальную значимость.

В бытность свою мобильным репетитором насмотрелась я на красивые дома, квартиры, дачи и классные машины. Ноги бегали, деньги капали - и солидные, но не покидало тягостное ощущение: дёшево меня "купили"...
В бытность свою мобильным репетитором насмотрелась я на красивые дома, квартиры, дачи и классные машины. Ноги бегали, деньги капали - и солидные, но не покидало тягостное ощущение: дёшево меня "купили"...

Плюс стабильность режима на официальной педагогической работе! Оклад, премии, гранты.

Да, репетиторский час много дороже, но о постоянстве нагрузки в течение года здесь, закономерно, говорить не приходится.

Моя норма - ученик на несколько лет. Для меня отказ семьи заниматься - душевная травма, даже если виной тому нездоровье ребёнка. Принцип "Хозяин - барин" работает по всем статьям, на всех уровнях, потребительское отношение никак не скроешь (хотя надо стараться скрывать)...

"Оказывать образовательные услуги" от случая к случаю, "подтягивать" (Дорабатывать за кем-либо? Исправлять чью-то халтуру и педагогические ошибки?) - это не мой стиль и не мой потолок. Как это знакомо: сегодня за тобой приезжают на белом джипе, чтобы только заполучить вожделенное занятие, - а завтра сообщают, что деточке надоела музыка и посему расстаёмся...

Новый Арбат, наша учебно-рабочая среда обитания. Училище - школы - сады. Родительские амбиции, перфекционизм и - к счастью - лёгкость на подъём!
Новый Арбат, наша учебно-рабочая среда обитания. Училище - школы - сады. Родительские амбиции, перфекционизм и - к счастью - лёгкость на подъём!

Десять лет назад, с рождением старшей дочери, я перестала соглашаться на частные уроки по программе ДМШ/ДШИ - требуемые с единственной целью... благополучно из ДМШ/ДШИ выпуститься. Отказываю, поскольку знаю: без запросов на профессиональный уровень - мой труд, в конечном итоге, сгинет в чёрную дыру. Самое удивительное, что родители, изначально решившие меня нанять, о бесполезности наших совместных действий заранее догадываются. Аттестат на руках - сольфеджио больше никогда не пригодится.

Педагог имеет право на выбор и уважение к своей работе.

Подготовка в консерваторию либо "Гнесинку" - совсем другая песня. Принципиально иной смысл, уважительное отношение, нередко и возможность адекватно оценить учительские усилия. Кстати, без "бренда" здесь просто никак. И да, оплата несколько разнится со "школьной". Цель - определённая, гарантии - достаточные, если абитуриент от природы склонен к данной профессии.

Такое репетиторство лично для меня допустимо! Остаётся лишь один вопрос: где бы раздобыть в сутках дополнительные часы? Честные деньги, честный успех. Полагаю, что ближе к пенсии сконцентрируюсь на подобном выборе, уменьшив присутственную педнагрузку. Лет так-эдак через тридцать пять... Правда, к тому времени надеюсь принять активное участие во внуках.

А сейчас самое время своих учить!
А сейчас самое время своих учить!

Мой добрый друг и коллега, ровесник, однокашник - увы, одинокий - делит рабочую шестидневку приблизительно пополам, отдавая дань и училищному престижу, и денежному репетиторству (строго у себя на дому - кстати, далеко не в центре Москвы). Утверждает, что нашёл своё равновесие. Сложно не согласиться, НО...

Господа репетиторы, а как вы организуетесь? Как сочетаете индивидуальную работу с трудом в учебном заведении? Сочетаете ли? А что говорит семья?

Благодарю за прочтение, буду рада дискуссии.

А пока беру ключ от класса, рассаживаю группу студентов и погружаюсь в творческий процесс, который радует каждого из нас!