Найти в Дзене

Богородичен — редкая надпись на нательном кресте

Саликова Э. П. Сложение иконографии «Похвала Богоматери» в русском искусстве XV–XVI веков / Русская художественная культура XV–XVI веков. ГИМ. Материалы и исследования. Вып. XI. М., 1998, стр. 8, рис. 3.
Саликова Э. П. Сложение иконографии «Похвала Богоматери» в русском искусстве XV–XVI веков / Русская художественная культура XV–XVI веков. ГИМ. Материалы и исследования. Вып. XI. М., 1998, стр. 8, рис. 3.

Нет ничего полезней, как некоторое время спустя заглядывать в старые архивы. Так, просматривая папку находок в Пушкинском районе, я обратил внимание на нательный крест, отлитый из высокооловянистой бронзы, неизвестно кем и когда найденный. По дате съемки можно определить лишь то, что находка сделана не позже конца 2008 года. Центральную часть лицевой стороны креста занимают рельефные изображения восьмиконечного Голгофского креста, копия, трости и Главы Адамовой в пещере. На оконечностях креста в прямоугольных клеймах имеются рельефные надписи, содержащие ошибки: на верхней — ЦРЬС | ИВСI, на боковых христограмма — ИСЪ и ХСЪ, на нижней акроним — НКА; а под косой перекладиной креста по обе стороны древа — колончатая аббревиатура МЛ и РА. Сверху и снизу основной перекладины креста помещена кириллическая надпись без разделения на слова: ѼТЄБѢ РАДУ | ЄТСѦ ОБРАД, которая продолжается с оборотной стороны ОВА | ННА | ѦВС | ѦКАѦТБАРЬАХАГГЛ | ЬСКСИСОБОРЪИЧЛВЧЄ | СКIИ | РОД | ЪѼ | СВЩ | ЄИИА | ѦЦР, то есть «о Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь, арх[ан]г[е]льскои собор и ч[е]л[о]в[е]ческии род, осв[я]щенная ц[е]р[ковь]».

Аналогии нательных крестов с подобной надписью известны в единичных экземплярах. Иконографические особенности позволяют отнести экземпляр ко времени не раньше второй половины XVII в., чему не противоречит палеография надписи. Примечательно, что христограмма ИС и элементы барокко указывают на исполнение креста приверженцами официальной церкви, в то время как надпись относится к старообрядческому варианту. Это указывает на то, что некоторые элементы книжной справы, проведенной патриархом Никоном, к моменту создания этого предмета личного благочестия еще не укоренились. Вместе с тем становится очевидным, что изготовители использовали для воспроизведения текста на кресте устаревшую редакцию богослужебной книги, что легко объясняется их высокой стоимостью, в особенности печатных изданий.

К песнопениям с похвалами Богородице на Руси издревле относились с особым почтением. Однако на нательных крестах текст богородична появляется лишь во второй половине XVII века. Возможно, этому в какой-то степени способствовало украшение саккоса патриарха Никона сюжетом «Похвала Богоматери» (1).

Василий Коршун

Альманах ДЕНЬГА №3 (23) / 2018