Найти тему
ФОТИН

Настоящая миссия нового Генплана во Франции

Оглавление

Перед Комиссией по Генеральному планированию Франции, которая сейчас существует в стране, предстоит чрезвычайно трудная и особенно долгая задача.

Франсуа Байру
Франсуа Байру

Правительство Франции только что представило свой план восстановления, получивший название «перезапуск Франции», план исторического масштаба, говорит нам Жан Кастекс: 100 миллиардов евро.

Этот план ориентирован на предложение , и это действительно правильный шаг, потому что он призван обеспечить выживание как можно большего числа предприятий и сохранить рабочие места.

Он будет построен вокруг трех компонентов: конкурентоспособности бизнеса, экологии и социальной и территориальной сплоченности. Премьер-министр хотел успокоить обеспокоенность французов, сказав им, что этот план, без сомнения, должен позволить нашей стране восстановить уровень активности, который она имела до кризиса с коронавирусом, к 2022 году.

ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ: ЗАЧЕМ?

Мы узнали о создании комиссии по генеральному планированию, возглавляемой Франсуа Байру, президентом Modem. Его миссия:

Руководить и координировать планирование и перспективную работу, проводимую от имени государства, и информировать органы государственной власти о решениях по демографическим, экономическим, социальным, экологическим, медицинским, технологическим и культурным вопросам."

И в письме с миссией Верховному комиссару будет уточнено, что «речь идет о подготовке Франции к 2030 году».

План восстановления - это одно: это дело высокопоставленных чиновников Берси, а реструктуризация нашей экономики - другое. Действительно, основная миссия новой Комиссии по планированию будет заключаться в восстановлении французской экономики после того, как будут устранены последствия кризиса, вызванного коронавирусом.

Несомненно, это будет на новых основаниях. Эти две меры, принятые французским правительством, идеально дополняют друг друга, по крайней мере, так должно быть.

Поэтому удивительно, что для определения миссии этого нового органа президент Франции не использовал термины, которые он использовал в своей речи 14 июня, когда он объявил, что сейчас Франция вступает в новую фазу пятилетнего срока восстановления экономики.

В своем обращении к французам он сказал, что речь пойдет о «построении более сильной экономической модели, устойчивой экономической модели, которая является ключом к нашей независимости».

Эммануэль Макрон сообщил следующие подробности:

Нам необходимо создавать новые рабочие места, инвестируя в нашу технологическую, цифровую, промышленную и сельскохозяйственную независимость, посредством исследований, консолидации секторов, повышения привлекательности и перемещения, когда это необходимо, а также реального продуктивного пакта.

Реконструкция французской экономики - это действительно задача, которая возложена на эту новую организацию, и другой задачи нет, потому что Франция в течение сорока лет находилась в нисходящей спирали. Следовательно, речь идет о его освобождении.

ВОССТАНОВИТЬ ЭКОНОМИКУ?

В следующей таблице показано, как развивались основные агрегаты французской экономики с 1980 года:

В % ВВП - гос.расходы/расходы на социалку/обязательные сборы/гос.долг
В % ВВП - гос.расходы/расходы на социалку/обязательные сборы/гос.долг

При чтении сразу возникают два вопроса: почему такой дрейф этих различных агрегатов за 40 лет? И как наша страна позиционирует себя по сравнению с другими странами Европы?

В таблице ниже показано, как Франция сравнивается со средним показателем для стран Европейского Союза в процентах от ВВП:

В % ВВП - гос.расходы/расходы на социалку/обязательные сборы/гос.долг/пром.сектор
В % ВВП - гос.расходы/расходы на социалку/обязательные сборы/гос.долг/пром.сектор

Это падение французского промышленного сектора (последний столбец таблицы) , которая объясняет тревожную прогрессию этих агрегатов с конца Славных Тридцать: в промышленном секторе занято 6,5 миллиона 6,5 млн. человек, в конце 1975 года, и численность не более чем 2,7 млн. в настоящее время ; и вклад этого сектора экономики в ВВП Франции снизилась с 26 %, до 10,1 % в настоящее время.

В промышленном секторе не хватает примерно 1,8 миллиона человек : если бы эти рабочие места существовали, то в секторе услуг было бы по меньшей мере вдвое больше рабочих мест, и, следовательно, во Франции не было бы безработицы.

В целях борьбы с обнищанием населения, вызванным деиндустриализацией страны, правительства одно за другим постоянно увеличивали социальные расходы, что привело к увеличению государственных расходов, что привело к постоянному увеличению обязательных сборов.

И поскольку их никогда не бывает достаточно, мы каждый год прибегаем к долгам. Таким образом, к концу 2020 года Франция достигнет 120% ВВП, тогда как в 1980 году-всего 20%.

ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ ОШИБКА ПРЕДЫДУЩИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ

Сменявшие друг друга правительства все стали жертвами одной и той же слепоты, слишком полагаясь на знаменитый закон, известный как три сектора экономики, которому их научил Жан Фурастье , автор Le grand espoir du XXe siècle (Великая надежда XX века), книги, которая имела необычайный успех.

Считалось, что современная, так называемая «постиндустриальная» экономика полностью состоит из сферы услуг: общества «интеллекта и знаний». С этой точки зрения считалось, что повторяющиеся и утомительные задачи промышленного производства будут переданы развивающимся странам, а развитые страны по существу сохранят за собой монополию на знания.

Теперь мы понимаем, что это была драматическая ошибка, и кризис Covid-19 послужил в этом вопросе разоблачителем. Современная страна нуждается в своем вторичном секторе - промышленности. Это сектор, где рабочие места, хотя и меньше, чем на предыдущем этапе, имеют высокую добавленную стоимость : мы имеем дело с тем, что некоторые назвали «гиперпромышленным обществом».

Не было отмечено, что вторичный сектор экономики является тем сектором, где технический прогресс является самым высоким, что компания, предоставляющая услуги, очень слабо экспортирует и что производимый ею экспорт не в состоянии покрыть весь импорт страны, который имеет важное значение, поскольку сам по себе ничего не производит; и было высказано мнение, что такие страны, как Китай и Индия, будут оставаться на неопределенный срок слаборазвитыми странами.

Так много ошибок в этих выводах, сделанных наспех из работы Жана Фурастье.

Таким образом, мы позволили уничтожить очень большое количество предприятий в нашем промышленном секторе, либо оставили без внимания многие из них : поэтому задача нового Генерального комиссариата в плане будет заключаться в восстановлении экономики Франции.

КОМИССИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ДОЛЖНА ПОМЕСТИТЬ КОМПАНИИ В БЛАГОПРИЯТНУЮ СРЕДУ

Для начала необходимо четко разъяснить причины, по которым так много предприятий исчезло в экономике Франции, а затем определить, каким должен быть новый контекст их функционирования, особенно в социальном и налоговом плане.

В самом деле, их придется поместить в совершенно иную, чем сейчас, среду, благоприятную для создания новых предприятий и позволяющую всем зарождающимся молодым побегам быстро развиваться и процветать.

Затем этот Новый Госплан должен будет руководить правительством, как действовать для осуществления всех этих реформ : поэтому чрезвычайно сложная задача, учитывая французскую социологию и боеспособность профсоюзов, которые обязательно мобилизуют свои войска для защиты того, что они называют «приобретенными преимуществами».

Так что это будет истинная миссия этого нового органа, потому что нет смысла представлять себе с помощью научных прогнозов, какие новые технологии должны быть сделаны завтра, чтобы обеспечить наше будущее, если мы не изменим полностью среду, в которой работают наши компании: новые предприятия не смогут процветать.

Необходимо осознать, что экономика страны не сможет восстановиться без этих глубоких преобразований. Бернард Циммерн, основатель IRDEME (Научно-исследовательский институт корпоративной демографии) показал своими работами, что компании, которые рождаются во Франции, растут намного медленнее, чем в США и Великобритании. Он как-то выразился, что «английские Газели бегают гораздо быстрее французских».

Мы должны понимать, что сохранение законов и правил, приведших Францию к упадку, не позволит ей стать процветающей и динамичной экономикой завтра.

НАБЛЮДАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ

Неизбежно центральным моментом станет перестройка французского трудового права и налогообложения, поскольку в либеральной экономике именно частные предприятия являются движущей силой экономики и обеспечивают ее динамизм.

Поэтому новому комиссариату по планированию придется начать свою работу с анализа того, что делает многие другие страны в Европе более успешными в экономическом плане, чем Франция, находящейся только на одиннадцатой позиции по ВВП на душу населения. Все показатели французской экономики красные.

У немцев ВВП на душу населения выше на 14 %, у Швеции-на 27 %, у Дании-на 48%, а у Швейцарии-ВВП на душу населения, который просто вдвое больше. Это в значительной степени связано с уровнем промышленного производства в странах.

При слабом промышленном производстве, составляющем 6900 долл.США на человека в год (по данным национальных счетов, т. е. с точки зрения добавленной стоимости), Франция имеет ВВП на душу населения в размере 40 493 долл. США ; при соотношении 12 400 долл. США Германия находится на уровне ВВП на душу населения в размере 46 258 долл. США ; Швейцария лидирует в этих международных сопоставлениях с промышленным производством на душу населения в размере 21 000 долл.

Таким образом, в первую очередь среди стран, на которые следует обратить внимание, следует отметить Швейцарию. Надо будет внимательно изучить его трудовое право и налогообложение. В швейцарском Трудовом кодексе всего 400 страниц против 3000 французских.

В этой стране законодательство предоставляет компаниям гораздо большую свободу в переговорах об условиях труда со своими работниками и ограничивается очень простыми правилами руководства, такими, как правила, касающиеся условий расторжения трудового договора: 7 дней в течение испытательного срока, один месяц в течение первого года, два месяца со второго по девятый и три месяца после этого ; и работодатель не обязан указывать причину этого.

В Швейцарии продолжительность работы больше, чем во Франции, меньше социальных расходов и т. д. центральным моментом будет пересмотр трудового законодательства: со всех сторон будут проявляться сопротивления, и их будет чрезвычайно трудно сократить.

Но если Франция не сумеем изменить среду для своих предприятий, то страна будет и дальше падать: заниматься перспективой тогда оставалось бы совершенно напрасным занятием, удовлетворительным, конечно, для ума, но совершенно бесполезным. Впрочем, это вполне возможно.

Такова должна быть задача этой новой комиссии по Генеральному планированию, которая сейчас стоит перед страной: чрезвычайно трудная и особенно долгая задача. Действительно ли новый Верховный комиссар, который только что был назначен, оценивает масштабы изменений, которые необходимо будет произвести, и не разочаруется ли он очень быстро перед лицом бесчисленных препятствий, которые встанут на его пути?

Машинный перевод. Оригинал статьи (на французском).