Выложил на ю-туб видео о подборке книг русско-польско-литовских писателей, несколько условно обозвав это явление литературой Северо-Запада (беда, конечно, с этими географическими обозначениями сторон света, слишком уж зависят от того, где ты сам находишься). Есть в писателях и поэтах тем мест нечто особенное, что не так-то просто сформулировать. Возможно, это оставшийся культурный след Великого княжества Литовского, некогда существовавшего на этих землях. Политически оно давно исчезло, но в пространстве человеческой мысли, в том, что принято называть ноосферой, ничего не пропадает, в этом пространстве и Древний Рим по сей день живее многих живых.
https://www.youtube.com/watch?v=G70M9R7vpEo
Сюда же прикладываю реферат для видео, а перед этим выложил две рецензии, которые нашёл у себя в архивах, на ту же тему:
на сборник стихов Натальи Горбаневской
на книгу Чеслава Милоша "Долина Иссы".
Чеслав Милош (1911 – 2004 гг.) «Земля Ульро». Сборник статей и эссе, сведённых автором в одну книгу. Размышления о культуре, истории, религии. Воспоминания о дяде Оскаре Милоше, французском поэте-мистике, в котором Чеслав виде и наставника, и литературный образец для подражания. В каком-то смысле «Земля Ульро» - то, что ныне принято называть оммажем, по отношению к Оскару Милошу. Другая важнейшая для Чеслава Милоша фигура – Уильям Блейк. Собственно, и само название книги взято из мистических прозрений Блейка, в которых «Ульро» - мир материализма, пустоты, тьмы, смерти, короче говоря, нечто вроде ада. В книге Милош обращается к Достоевскому, Беккету, Симоне Вейль, Мицкевичу и другим великим фигурам, но Оскар Милош – основной персонаж, стоящий в центре книги, он – та звезда, вокруг которой остальные вращаются как планеты. Милош подобно астроному перемещает свой мыслительный телескоп, наблюдая то за одной планетой, то за другой, но всегда держит в памяти то, как эти планеты соотносятся с центральным светилом. А Уильям Блейк и его мистическая система мироустройства - тот самый телескоп, через который астроном смотрит на планеты, и обсерватория, и атлас звёздного неба, да и вообще вся та планета, с которой астроном ведёт наблюдения.
«Долина Иссы». Самое известное прозаическое произведение Чеслава Милоша, роман-воспоминание о детстве, завораживающий своей атмосферой. О нём у меня была статья в журнале «Контрабанда», которую я выложу отдельным постингом.
Наталья Евгеньевна Горбаневская (1936 – 2013 гг.) «Мой Милош» - сборник, содержащей переводы стихов, статей, эссе, Нобелевской речи и Нобелевской лекции Чеслава Милоша, а также несколько текстов, посвященных его творчеству. В том числе и собственные статьи Горбаневской, тоже, естественно, о нём же.
То́мас Ве́нцлова (род. 1937) «Пограничье». Сборник статей и эссе разных лет. Автобиографические заметки. Воспоминания об Иосифе Бродском, Чеславе Милоше, Михаиле Лотмане. Но большая часть текстов посвящена ситуации в Литве, прошлому, настоящему и будущему этой страны и населяющего её народа. В статьях времён СССР Венцлова с печалью наблюдает за националистическими проявлениями в диссидентском движении, размышляет о возможном будущем независимой Литвы (хотя и уверен, что независимость настанет ещё не скоро). В текстах, написанных уже после распада Союза, он говорит о взаимоотношениях Литвы с Польшей и Россией, как политических, так и культурных, о возрождении литовского языка, и опять с печалью отмечает националистические тенденции на своей Родине, особенно в том, что касается отношения к истории времён Второй мировой войны и уничтожения евреев на территории Литвы.
Самое, пожалуй, важное в статьях Венцловы – обращение к основной идее советского диссидентского движения, к защите прав человека. Венцлова пишет об очень простой, но несколько подзабытой в последние годы вещи – национальное государство, вообще государство, не самоцель, а средство для создания правового пространства, заточенного под соблюдение прав человека. А когда об этой цели забывают, когда начинается возвеличивание державы, нации, когда кидаются строить Великую Литву, Польшу, Россию (нужное подчеркнуть), то про права человека наглухо забывают, люди становятся просто кирпичами в этом самом строительстве. Да, Венцлова в основном пишет о родной Литве, но его слова относятся ко всем государствам.
«Вильюнс. Город в Европе». Заметки и наблюдения Томаса Венцловы о Вильнюсе, его истории, архитектуре, культуре. О том, как этот город выступал ареной столкновения Московской Руси и Речи Посполитой, как сменяли друг друга русское и польское культурное влияние, как потом, в XX веке, через Вильнюс снова прокатилась война, но теперь уже между двумя тоталитарными режимами. Это такой своеобразный путеводитель, только не по тем местам, где можно хорошенько покушать, а по тем, где можно хорошенько подумать и где можно прочувствовать вот эту сконцентрированную, сгущённую силу истории, во всём её величии и ничтожестве.
Наталья Трауберг (1928 – 2009) «Сама жизнь». Сборник коротких эссе, скорее даже заметок по разным поводам. Есть часть автобиографическая. Есть воспоминания о знакомых писателях, переводчиках, учёных, священниках. Конечно, она пишет и о своих любимых писателях. Я добавил эту книгу в подборку, потому что Трауберг много лет жила в Литве, и Прибалтика была для неё своего рода убежищем от советского официоза. Там она познакомилась с Венцловой и с кругом местной интеллигенции. В книге много говорится о тех временах, и видно, насколько Трауберг ценила Литву и те возможности для общения, которые там ей предоставлялись.
Витольд Гомбрович (1904 – 1969). «Дневник». Собрание коротких эссе, статей и дневниковых записей за 1953 – 1966 годы. Гомбрович – писатель-модернист, литературный экспериментатор. Я читал его прозу, не особо понравилось, хотя я понимаю, почему его так высоко ценят. «Дневники» мне понравились больше, это книга более живая, искренняя, а в прозе у Гомбровича слишком уж заметно желание как-нибудь так выгнуться, как ещё никто до этого не выгибался. Да и как персонаж Гомбрович куда интереснее, чем персонажи его книг. По «Дневнику» виден человек очень яркий и талантливый, при этом очень плохо вписывающийся в какие-либо социальные рамки.
Остаётся добавить, что большая часть книг, представленных в этой подборке, выходила в разные годы в санкт-петербургском «Издательстве Ивана Лимбаха», которому в этом году исполнилось 25 лет. За эти годы они издали очень много хороших книг, ценных для русской культуры, и отечественных авторов, и зарубежных. Это одно из тех издательств, за новинками которых я слежу, и на книжных ярмарках всегда подхожу к их стенду, там всегда находится что-нибудь интересное, «Пограничье» Венцловы я вот как раз на ярмарке и купил. У них сейчас есть магазин на сайте издательства с почтовой доставкой, есть что выбрать.