Начнем с начала. Катастрофа произошла 10 апреля 2010 года. Самолет ТУ-154 разбился при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". На борту было 96 человек из которых 8 человек работали в экипаже. Остальные пассажиры — высокопоставленные чиновники Польши, в том числе президент Лех Качиньский.
Цель полета — посещение катынского мемориала. Это памятник жертвам политических репрессий и как раз в 2010 году был юбилей катынского расстрела. Мемориал находится недалеко от Смоленска.
Интересный факт: самолет ТУ-154 был после капитального ремонта. Выпущен был в 1990 году. Имел устаревшие датчики определения рельефа местности в условиях плохой видимости.
Полет пролегал из Варшавы в Смоленск. 80% пути прошло по территории Белоруссии. Приземлиться рассчитывали на аэродром "Смоленск-Северный".
Погода была не удачной для посадки: низкая облачность и туман. Датчики показывали данные ниже минимальных для посадки. Российские диспетчеры отговаривали садить самолет.
Но пилот сказал, что посадит самолет или "он[Президент, либо генерал-полковник Бласик] меня убьет". Пилот даже проигнорировал предупреждение систем самолета о сильном сближении с землей. Через пару минут произошло крушение. Погибли 96 человек.
При этом в кабине пилота слышали голоса еще двух человек. По голосам узнали Бласика и Мариуша Казана. Плюс в крови Бласика обнаружили 0,6 промилле алкоголя. Правилами полетов запрещено находится в кабине посторонним. Поляки оправдывают это типом самолета. Мол ТУ-154 — это военный самолет и правила полета на гражданском транспорте не действуют.
Это звучит странно, но уже был подобная ситуация. В 2008 году президент Польши приказал уклониться от начального маршрута и посадить самолет в Тбилиси. В это время шла война в Южной Осетии и такой маневр угрожал жизни всех на борту. Тогда пилот ослушался приказа Леха и последовал первоначальному маршруту, не смотря на угрозы от президента. На борту помимо Леха было еще 3 президента и один премьер-министр. Многие полагают, что если бы пилот ослушался приказа — катастрофы бы не было.
Расследование 2010 года постановило 3 причины крушения
По факту основной причиной стал характер одного из чиновников. Поляки нажрались и начали понтоваться. Пилот не ослушался приказа под угрозами начальства и исполнил приказ. Приказ оказался роковым.
Новое расследование старого крушения
Новое правительство Польши возобновило расследование по крушению. Они утверждают, что самолет взорвался до столкновения с землей и русские диспетчеры намеренно ввели в заблуждение пилотов ТУ-154. Даже выпустили фильм. В нем показали, что крыло взорвало тротилом. Тротил попал туда при ремонте на Российском заводе.
Летом — осенью ситуация ухудшилась. Польша решила обвинить в крушении трех русских диспетчеров, которые общались с ТУ-154 в 2010 году. Даже написали ходатайство о выдаче подозреваемых властям Польши.
Российские власти отвергают гипотезы Польши. Член Совета Федерации по международным делам ответил прямо, цитирую: "Россия своих граждан на глумление полякам не выдаст".
Идет политическая кампания по травле России во всех сферах. Страны вспоминают старые обиды и поносят нашу страну по любому поводу. Чем хуже репутация на политической арене, тем легче подчинить Россию.