Найти тему
Журнал МУЗилка

Хиты русского рока: Земфира «Хочешь?» - сильная песня о любви.

Начинаю серию публикаций о памятных и знаменитых хитах русского рока, написанных в разные годы. Одной из ярчайших композиций миллениума стала песня «Хочешь», которую явила миру на тот момент ещё молодая исполнительница Земфира Рамазанова. Композиция была выпущена в 2000-м году сначала в качестве сингла, а потом в составе второго полноформатного альбома «Прости меня, моя любовь».

Автор песни, поэт и композитор З. Т. Рамазанова, кадр из клипа "Хочешь" (2000)
Автор песни, поэт и композитор З. Т. Рамазанова, кадр из клипа "Хочешь" (2000)

На этом диске выпущено немало хитов, которые могут претендовать на звание наиболее заметных в творчестве Земфиры. Это и заглавная композиция альбома, и песня «Искала», которая стала культовой, в том числе и благодаря попаданию в саунд-трек фильма «Брат-2».

«Хочешь» – это песня о любви. На первый взгляд, кажется, что может быть проще и банальней таких хитов. В статье о хите Наутилуса «Я хочу быть с тобой» мною высказывалась спорная мысль о том, что рокеры нечасто поют о любви. С одной стороны, я тогда, конечно, погорячился. «Любовная тема» в песенной лирике настолько многогранна и необъятна, что в различных её аспектах и под различными ракурсами она неоднократно поднималась в рок хитах. Но с другой песенки о любви считаются уделом поп-музыки.

Русский рок с его исторически сформировавшейся «поэтической нагрузкой» представляется чем-то более глубоким, чем просто песнями, которые воспевают чувства между мужчиной и женщиной. Возможно, поэтому именно в русском роке родилось несколько произведений, которые можно назвать наиболее сильными песнями о любви, когда-либо написанными на русском языке. С определенными оговорками «Хочешь» Земфиры можно причислить к этому ряду.

Далеко не каждая песня, написанная молодой российской исполнительницей удостаивается литературоведческого анализа зарубежного специалиста и кавер-версии от признанного артиста старшего поколения. Уже только два этих обстоятельства позволяют считать песню как минимум заметным произведением русскоязычной музыки, иллюстрируют творческую судьбу композиции и широту её восприятия.

Статью «Хочешь?» Земфиры как гипертекст» с глубоким научным анализом поэтической составляющей произведения написал итальянский ученый-славист Массимо Маурицио. Он сопоставляет текст песни с поэзией Серебряного века и, в частности, проводит параллели с творчеством В. Брюсова. Такую серьёзную статью о российской песне в некоторых источниках называли нарочито наукообразной. К сожалению, полный текст исследования на русском языке мне найти не удалось, поэтому воздержусь от собственных комментариев, но в любом случае такой подход позволяет задуматься о Земфире как о серьёзном поэте, и в очередной раз подтверждает силу поэтической традиции русского рока.

Свой вариант исполнения песни представила народная артистка Советского Союза Людмила Марковна Гурченко. Её клип датирован 2011 годом. Творческий облик этой артистки, в особенности на позднем этапе её карьеры, противоречив. Для меня, как и для многих слушателей и зрителей Людмила Марковна, скорее персонаж из мира кинематографа, чем музыки. И тем не менее, актриса и певица многими любима, не признавать её вклад в советскую и российскую культуру было бы глупо, и внимание к песне с её стороны во многом показательно. Она представляет совсем другое поколение артистов.

-2

У любителей творчества Земфиры и тех, кто таковыми не является, но кому песня мила именно в оригинале, версия Гурченко может вызвать вполне понятный скепсис. Вообще-то, если совсем уж придираться и скептически относится к обеим исполнительницам, то можно заявить, что «одна орет», а «вторая кривляется». Но давайте не будем столь уж категоричны. Всё же обе артистки стали в некотором роде явлениями на российской сцене. Их творческие почерки полярно различны, артистки используют разные средства выразительности, и в обоих вариантах есть драматургия и очень личная подача произведения. Автора песни Людмила Марковна назвала «гениальной девочкой, одаренной богом».

«Я млею перед талантливыми. Мне безумно нравятся люди, которые приходят со своей историей, со своим городом, со своим акцентом, я вижу за этим человека» - говорила Л. М. Гурченко о Земфире в передаче «Линия жизни» на телеканале Культура.

Включив произведение, написанное двадцатичетырехлетней девушкой, в своей репертуар, звезда советского кино явила показательный пример связи между поколениями. Она выступила от лица представителей другой эпохи, среди которых немало тех, кто далек от творчества и от понимания феномена Земфиры.

Версия Гурченко более спокойна, актриса фактически мелодекламирует, тем самым делая акцент на стихи. Однако важно, что в версии Гурченко сохранили инструментальный проигрыш, занимающий важное место в песне и добавляющий эмоциональности посылу. В этой статье я больше говорю о стихах, но ведь песня как произведение искусства рождается в сочетании слов и музыки. «Хочешь?» Земфиры в этом отношении очень показательный пример. И всё же вернемся к содержанию песни, которое на контрасте двух вариантов представляется ещё более многогранным.

Конечно, к тексту Земфиры, как и к любому другому, можно придраться. Некоторые фразы текста отдельным слушателям кажутся странными, образы резкими и вычурными, а подобные проявления любви «не совсем здоровыми». Подобные мнения мне попадались.

Соседство тем любви и смерти, проявление чувств на уровне сумасшествия и невозможности существования без близкого человека – эти мотивы узнаются в пронзительном произведении. При поиске материалов о песне мне попался один интересный пост, отлично иллюстрирующий разные трактовки песни. В заглавии стоял вопрос «К кому обращается Земфира в песне «Хочешь?». Его автор – женщина, судя по всему обычная слушательница и не поклонница творчества Земфиры. Представленные там рассуждения показались навели на определенные собственные мысли и потому я счет должным на них опереться. В начале автор представляет взгляд юной 18-летней девушки, которая задается вопросом «Какая дура может так сильно, беззаветно любить мужчину?». Возникает встречный вопрос: «А кто сказал, что эта песня о любви женщины к мужчине или наоборот»?

Во-первых, не факт что она поётся от «женского имени». Да, песня написана и исполняется женщиной, однако в тексте нет ни одного глагола женского рода. Мы почему-то привыкли делить песни на мужские и женские, хотя это - всегда условность. Гендерный аспект в данной песне не имеет абсолютно никакого значения. Близкие по творческому облику к Земфире представительницы женского русского рока Д. Арбенина и С. Сурганова, начинавшие вместе в группе «Ночные снайперы», неоднократно говорили о том, что в своих стихах поэт «не имеет пола», он может выступать как от мужского, так и от женского лица. Принципиально и резко призываю игнорировать слухи об ориентации, которые имели место в отношении всех трех рассматриваемых русских рок див, речь не о личной жизни, а в фигуре поэта. Лирическим героем стихов, написанных женщиной, вполне может быть мужчина. В конце концов, в творчестве поэтесс-классиков немало таких примеров. Белла Ахмадулина и вовсе считала, что «нет слова поэтесса, есть только поэт».

Во вторых, стоит ли понимать песню столь буквально, как обращение к возлюбленному, как песню о любви мужчины и женщины? Всё в той же публикации автор пишет о том, что с возрастом восприятие этой песни меняется и дает ещё две трактовки текста: такой безграничной любовью может быть любовь к ребенку или в принципе к родному, близкому человеку, потерять которого невыносимо страшно.

Знатокам творчества Земфиры наверняка известно, что многие её песни посвящены реальным людям. Это обстоятельство не могло не вызвать домыслов по поводу адресата песни «Хочешь?». Популярной стала версия о том, что к написанию песни Земфиру вдохновили отношения вовсе не с возлюбленным, а с близкой подругой, коей была её продюсер Анастасия Калманович. Приводится даже эпизод о том, что певица сильно болела, а подруга сидела у её постели, ухаживала за ней. Якобы, именно этот случай и породил в творческом воображении певицы образ будущего хита.

Поэзия всегда метафорична и образна, творцу свойственно гипертрофировать действительность. Даже самый незначительный жизненный эпизод может подтолкнуть к созданию глубокого и трагичного произведения, поэтому поиск конкретных историй, предшествующих появлению, не всегда корректен, а содержание песенной поэзии не следует трактовать «дословно» и «буквально». В данном случае и убийство соседей и взрыв звезд – это лишь показатель готовности сделать всё что угодно, лишь бы близкий человек остался рядом.

Всё сказанное наводит на мысли, что эта песня не о конкретном проявлении любви, а о любви как о всеобъемлющем чувстве, которое является необходимым условием человеческого существования, экзистенциальной константной, если «ругаться» умными научными словами. В органичной связи текста и музыкального сопровождения, в драматическом исполнении чувствуется ощущение нерушимой связи с человеком, потерять которого невыносимо больно. И в этом контексте опять вспоминается версия Гурченко, ведь для человека в возрасте тема потери близкого передается и ощущается совсем по-другому. Таковым её содержание воспринимается в пространстве между Земфирой и Людмилой Марковной, а пространство это, как Вы понимаете, огромно. Для Гурченко клип на песню «Хочешь» стал последним, что по-своему символично. В том же 2011 году легендарной актрисы не стало.

Людмила Марковна далеко не единственная, кто представил кавер-версию на данную композицию. Она перепевалась артистами самого разного ранга: и профессионалами, и любителями. Отмечу инструментальную версию кроссовер-дуэта «Just Play». Выпускницы консерватории переработали в духе классической музыки многие необычные для академического жанра произведения, в том числе русского и мирового рока.

Интересный видеоролик создал видеомонтажер Михаил Перегудов. В видеоклипе хит Земфиры «соткан» из фрагментов знаменитых отечественных кинофильмов. Это титаническая работа, достойная уважения, поэтому не мог не отметить.

Звучала эта песня и на вокальных проектах, в исполнении конкурсантов разных возрастов. На украинском «Голосе», кстати, она прозвучала в мужском варианте. Молодой человек тоже исполнил очень артистично и эмоционально, на грани фола.

К вопросу о разном понимании этой песни людьми разных поколений добавлю от себя. Я впервые услышал «Хочешь» лет в 10-11, как раз когда она стала хитом, и сначала подумал: «Что за дурацкая песня?», «Зачем убивать соседей?» и так далее. Но со временем смысл и система образов певицы и поэтессы Земфиры раскрылись для меня совсем иначе.

И до и после и одновременно с «Хочешь?» Земфира Рамазанова создала немало ярких хитов, многие из которых также становятся предметом рассуждения и анализа. К творчеству этой певицы относятся по-разному, кто-то склонен его слишком «примитивизировать», другие, наоборот, отыскивают скрытые смыслы. Так или иначе, Земфира и её творчество стали значимым феноменом в отечественном роке нулевых годов.

Материал носит нейтральный характер. В статье умышленно представлены разные точки зрения и различные трактовки данной песни, которые могут как совпадать, так и отличаться от восприятия её некоторыми читателями. Просьба отнестись к этому с пониманием и корректно высказывать своё мнение.


Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте ту музыку, которая Вам нравится и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.