Поскольку согласно официальной статистике спад российской экономики из-за пандемического кризиса оказался не таким ужасным, как ожидалось, чиновники вздохнули свободнее и заговорили о предстоящем росте.
Но после падения в яму нужно сначала выкарабкаться из нее. Что бы там ни говорили, выкарабкиваться будем не меньше 1–1,5 года – в зависимости от дальнейшего протекания эпидемии и траектории цен на нефть (и то если в течение этого периода нас не застанет какая-то другая напасть).
Но выбраться на прежние уровни – еще полдела. В соответствии с национальными целями развития необходимо добиться экономического роста с темпами, не уступающими среднемировым. Эта задачка точно посложнее будет. Главными препятствиями для быстрого восстановления экономики служат проседание реальных доходов населения и увеличение степени неопределенности. Оба этих негативных фактора будут в перспективе сдерживать прирост частного потребления и корпоративных инвестиций.
Но если инвестиции еще можно каким-то образом простимулировать (через льготное кредитование или государственные капвложения), то с потреблением дело обстоит гораздо хуже. Как невозможно напоить верблюда, который не испытывает жажды, так и нельзя заставить людей, лишившихся одновременно части доходов и оптимистичного отношения к своему экономическому будущему, тратить деньги. И если даже в течение относительно благополучных отрезков последнего десятилетия, когда в стране наблюдался какой-никакой экономический рост, реальные доходы граждан практически не увеличивались, то что говорить о нынешних временах преодоления крайне тяжелого спада. А если еще и рынок нефти не подрастет – вообще пиши пропало.
При этом мы вовсе не обречены на продолжение стагнации. Для ускорения роста всего-навсего нужно снять барьеры, ему препятствующие. Они всем хорошо известны. Это и бюджетная политика, ориентированная не на социально-экономическое развитие, а на наполнение кубышки деньгами, выведенными из национального оборота. Это и тотальное доминирование в экономике государства, задушившее конкуренцию и частную инициативу. Это и чудовищная зарегулированность любых экономических операций, не дающая дышать отечественному бизнесу и ежедневно приравнивающая его к криминалу. Это и постоянное стремление по любому поводу противопоставлять себя всему миру, подчеркивая свою «особенную стать».
Однако экономический рост – это не та штука, без которой Россия сможет обойтись. Временное отставание других экономик не должно вводить в заблуждение: подтянутся и снова обгонят. Прогрессирующую утрату экономических позиций в мире и технологическое отставание уже нельзя будет компенсировать за счет «геополитического статуса», напротив, и он тоже рано или поздно окажется под угрозой. Решать структурные проблемы экономики все равно придется. И лучше делать это, пока не стало поздно.