К 2001 году Хасбро и Такара поняли, что бренд "Трансформеры" должен изменяться, если хочет выжить. Вдобавок, это дало им возможность снова и снова выпускать персонажей с популярными именами, предотвращая, к тому же, потерю прав на их использование. И если в "Автороботах" перезагрузка прошла неубедительно, то следующая итерация решила встряхнуть всё, вплоть до мифологии и стилистики. Так началась эра, которую сейчас называют "Трилогией Юникрона".
Всех их вместе соберём!
Впрочем, смириться с идеей перезагрузки компаниям удалось не сразу. На сайте Seibertron.com выложена часть страниц библии следующего сериала - "Армады" (в японии звался "Легендой о микронах"), где можно найти абсурдное заявление, что стоит трансформерам улететь с Земли обратно на Кибертрон, как история и облик Вселенной меняется до неузнаваемости. К счастью, дальше концептов эта идея не ушла, и мы получили всё же самостоятельный сериал.
Что же из себя представляет "Армада"? Давным-давно на планете Кибертрон существовала отдельная раса маленьких (ростом с человека) трансформеров - миниконов. Более крупные кибертронцы получали при соединении с ними невероятную силу, что вызвало войну между автоботами и десептиконами, для прекращения которой миниконов отправили восвояси на огромном космическом корабле. Тот благополучно потерпел крушение на Луне миллионы лет назад, а носовая часть судна упала на Землю, где её и нескольких миниконов нашли и пробудили местные школьники, решившие исследовать обнаружившиеся после землетрясения пещеры. Всё это, естественно, не осталось без внимания со стороны инопланетян и запустило ту ещё цепочку событий.
Как видно из описания, важной частью сериала стали придуманные специально для этой итерации миниконы, а исходной целью как автоботов, так и десептиконов, было собрать их как можно больше. Зарубежные фанаты за это иронично окрестили сериал "покеформерами" (и, как показало будущее, были не правы, потому что один более поздний мультфильм заслужил бы это прозвище гораздо сильнее), но после вводного блока эпизодов события стали разворачиваться куда активнее. Существование особых отрядов миниконов, способных соединяться в единое оружие, всколыхнуло баланс, в результате чего некоторые персонажи оказались вовсе не на той стороне, где мы привыкли их видеть (или не их, поскольку соответствие имён между американской и японской версиями ещё никогда не вызывало таких острых споров). А под конец кибертронцам и вовсе пришлось объединить усилия против древнего и могущественного врага - Юникрона, олицетворения хаоса.
"Армада" продержалась 52 эпизода, которые иногда ошибочно делят на 4 сезона (первоисточником заблуждения оказалась книга "Year Book 2003"). В России их несколько раз транслировал канал СТС. В 2007 году сериал также вышел на DVD, но из-за связанной с выходом голливудского фильма спешки серии 21-24 при релизе пропустили. Поскольку их записи с телеканала до сих пор не всплыли, в настоящее время их русская озвучка считается утерянной.
Два автобота - хорошо, а один - лучше
На следующий мультфильм пришёлся двадцатилетний юбилей бренда, и Хасбро хотелось сделать нечто особенное. Новый сериал озаглавили "Super Cross", и по замыслу он должен был уничтожить мультивселенную и альтернативные версии персонажей, оставив лишь по одной для каждого. Словом, идея перезапуска им ещё чем-то не нравилась. Так или иначе, события "Армады" продолжились бы напрямую. Оказалось бы, что внутри Юникрона хранятся ещё живые Искры трансформеров из разных вселенных. Под влиянием злого божества персонажи внутри него начинали мутировать в его собственных дронов, а также менять размеры и получать новые способности. Остановить Юникрона раз и навсегда могли бы только самые яркие Искры всего мультиверса, так называемые "All-Sparks".
Во втором сезоне (да, на этот раз явно подразумевалось деление на 4 сезона по 13 серий) автоботы и десептиконы (при этом последние уже не избежали бы заражения) перегруппировались бы на Земле. После Армады прошло 3-4 года, дети повзрослели и стали учёными, способными помочь в поисках. Обе стороны начинают приводить новых персонажей через время, пространство и вселенные, однако не все поддерживают их идеи. В третьем последняя необходимая Искра обнаруживается на Кибертроне, так что автоботы, десептиконы и Юникрон наперегонки устремляются туда. Также выясняется, что божество уже уничтожило прочие реальности, и вырванным из своих жизней персонажам просто некуда возвращаться. Во время финального сражения пробуждается Праймус, появляются Искры трансформеров всех времён и вселенных, но в последний момент почти побеждённый Юникрон отступает. Выжившие же чтят память погибших друзей, начинается новый Золотой век Кибертрона.
Стоит ли говорить, что по неизвестным причинам этот сериал так и не увидел свет, а имеющиеся документы и вовсе обнаружились совсем недавно. Тем не менее, некоторые его идеи были переработаны в известный нам "Суперлинк", он же "Энергон". Дети из "Армады" действительно повзрослели, Юникрон и его воинство играют большую роль, персонажи сменили облик и получили способность к комбинации от Праймуса, хоть и без логичного объяснения, да и старых персонажей не забыли, правда, лишь в качестве визуальных отсылок в дизайне новых. Пусть и без мультивселенной (хотя имеется одно карманное измерение, созданное в процессе сериала), события не лишены масштаба - силам автоботов и людей приходится защищать сначала города, потом планеты, а затем и целые звёздные системы от вражеских нашествий, обе стороны используют различные стратегии, чтобы получить преимущество. Не обошлось и без сомнительных моментов, вроде спецвыпуска с турниром парных боёв. Дополнительные проблемы вызвало низкое качество американского дубляжа, который к тому же выкинул одну из сюжетно важных серий, но зато сохранил спецвыпуск. В общей сложности эпизодов вновь оказалось 52.
Тем не менее, в 2004 году "Суперлинк" многие считали лучшим трансформерским сериалом. Впрочем, со временем вес набрала другая группа фанатов. Используя в качестве площадки популярный низкокачественный вебсайт tfwiki.net, они подвергли мультфильм несправедливой критике, зачастую не имеющей отношение к реальным проблемам сериала. Спустя годы манипуляции они добились возникновения целого пласта англоязычных фанатов, многие из которых "Энергон" даже не смотрели, но считают его одним из худших ТФ-сериалов всех времён. К счастью, русскоязычное сообщество от подобного подхода практически не пострадало.
У нас отдельную популярность получила японская версия с английскими и русскими субтитрами, которую несколько лет было найти проще, чем официальный русский перевод с канала СТС. Транслировались все серии, за исключением выброшенного американцами эпизода.
Праймус во плоти
Изначально планировалось, что следующий сериал продолжит сюжет "Энергона", но как японцы, так и американцы от них быстро отказались. Следующая итерация, получившая названия "Гелекси форс" и "Кибертрон" соответственно, просто не могла существовать в той же реальности, что события "Армады" и "Энергона".
После произошедшего за кадром и никак не описанного уничтожения Юникрона образовалась чёрная дыра, угрожающая уничтожить Кибертрон и другие населённые планеты. Единственным способом противостоять ей оказалось найти четыре утерянных в древности киберключа, спрятанных на разных планетах, чтобы планета Кибертрон смогла трансформироваться в бога Праймуса, обладающего достаточной силой для уничтожения космической аномалии.
Аниме, вновь насчитывающее 52 серии, продемонстрировало красивую для своего времени трёхмерную графику (при этом модели трансформеров имели большое сходство с их игрушками), а вот с сюжетом пришлось туго. Событий хватило бы на неплохой полнометражный фильм, но растягивание их в целый сериал оказалось не лучшей идеей. Особенно пострадала первая часть мультфильма, забитая однообразными гонками, но и дальше повествование не приобрело особой динамичности. Впрочем, ярко выраженной ненависти к сериалу в фандоме почему-то не возникло, а для некоторых он даже умудрился попасть в список лучших.
Как и два предыдущих аниме, "Кибертрон" транслировался на СТС, и вновь в полном объёме. Следует упомянуть, что во всех трёх сериалах ещё широко использовалась традиция русификации имён персонажей.
Бонус
Единственным мультфильмом, относящимся непосредственно к Трилогии Юникрона, стал мини-фильм "Последняя битва. Оптимус Прайм против Мегатрона", нарезанный из кадров всех трёх аниме-сериалов. Интерес он представляет разве что за счёт ужасного (но официального) перевода, где десептиконы стали "мошенникумами". Фильм не транслировался по телевизору, а был бонусом к эксклюзивному набору игрушек.
На дисках с "Кибертроном" можно было найти и другой сериал. Назывался он "Роботмастерс" и представлял собой первый (но далеко не последний) в ТФ-мультфильмах крупный кроссовер. Диски с мультфильмом также прилагались к некоторым игрушкам одноимённой серии, а также к журналу "TV Magazine". Две коротких малобюджетных серии, выполненные в трёхмерной графике, показывали сражения автоботов и десептиконов (а также максималов и предаконов) из разных эпох Первого поколения без объяснения происходящего.
Наконец, существовал и короткий американский мультфильм, приуроченный к линейке для самых маленьких "Playskool Go-Bots". Он выходил в 2003 году и продержался всего 4 десятиминутных серии, две из которых были показаны по телевизору, а другие две можно было найти в упаковках игрушек. Суть заключалась в том, что из города Ботрополис, находившегося на комете, направили на Землю отряд защитников, которым приходилось иметь дело с молодыми и неопытными представителями своей цивилизации, желавшими показать свою силу и полезность, либо же просто весело провести время. До России сериал, конечно же, не добрался, да и в англоязычной среде его мало кто вспоминает.
На пороге новой эры
Методика импортирования японских сериалов так или иначе работала, но вскоре произошло нечто, начисто изменившее судьбу бренда. В результате лишь очень немногие из десятков последовавших мультфильмов были японскими, зато возросло значение других стран, прежде едва ли влиявших на действия Хасбро. И ключевым фактором, конечно же, стал фильм Майкла Бея, вышедший в 2007 году.