Целостность текста определяет верное отношение читателя к тексту. Но читатель вовсе и не обязан ни целостно постигать текст, ни тем более — целостно выражать своё постижение. Даже если таковое имеется, полная воля читателя в том, чтобы молчать о тексте или выделять в нём какие-то лишь моменты, вполне возможно — второстепенные.
Итак, при верном постижении, эманирующем от целостности текста, читатель может (1) молчать о тексте, (2) выражать лишь некоторые моменты текста, (3) выражать целостное постижение текста.
Казусы неверного отношения читателя к тексту определяемы (1) нецелостностью текста, (2) целостностью не-текста или (3) нецелостностью не-текста.
В первом случае читатель вдохновлён произвольными кусками текста и на их основании (1.1) вдохновенно молчит, (1.2) несообразно с целым (а значит — неверно) рассуждает об этих кусках, (1.3) куски делает центром истолкования текста и по ним судит о тексте в целом.
Во втором случае читатель вменяет тексту чуждую ему целостность и может на этом основании (2.1) нелепо и многозначительно молчать о тексте, (2.2) выражать лишь некоторые моменты не-текста под видом текста, (2.3) выражать целостное постижение не-текста под видом текста. Так называемое творческое прочтение, полное нерасплёсканной отсебятины, грешит именно этим. И хотя текст остаётся текстом, но его прочтение оказывается фантастичным и несуразным.
В третьем, самом тяжёлом, случае непонимания текста вступает в права полнота произвола в отношении к тексту. Любая мелочь, любая сущая незначительность, совершенно чуждая тексту, оказывается центром интерпретации текста. Читатель на этом основании может (3.1) неуместно, нелепо и немногозначительно молчать о тексте, (3.2) выражать лишь некоторые моменты не-текста под видом не-текста и бурно настаивать, что это и есть существенные моменты текста, (3.3) выражать частичное постижение не-текста под видом не-текста и бурно настаивать, что это выражение и есть целостное постижение текста. Всё это — примеры самой безудержной экспансии воли читателя в область текста. Разрушается сам текст, разрушается и его познание, если тексту диктуют, чем он должен быть и требуют от него писать правила его, текста, поведения под диктовку воли читателя.
2015.05.31.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/267-как-читают/472377739598484/