На самом деле книга называется "Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя".
Название совершенно идиотское, как по мне. Но сам роман мне понравился. В нем семидесятилетний Нагибин решил рассказать историю своих отношений с женщиной, которая была его первой любовью, потом стала первой женой, а потом долгие годы была любовницей - с ней он изменял всем своим женам, кроме последней, шестой. (Кажется, он собирался написать потом мемуары о всех своих женах, но не успел, умер. А жаль)
Особенно хороша первая часть романа, где он описывает историю своего знакомства с Дашей (на самом деле ее звали Маша, он дал ей псевдоним). Это произошло в летнем довоенном Коктебеле, в литературной тусовке, Нагибин упоминает тут много известных имен (например, он был дружен с сыном Мариенгофа, потом покончившего с собой). Я вообще люблю читать истории любви на фоне моря, а тут еще и Коктебель, писатели-поэты, романтика... Погружаешься в чужое счастье, припоминая что-то свое.
Мастерство ничуть не изменило престарелому Нагибину, это ясная, сильная проза. Если бы он решил сделать из этой истории красивый рассказ о первой любви, все бы получилось. Но для этого надо было дофантазировать, придумать правильный финал, поставить вовремя точку. А Нагибин задался целью описать все в точности как было в жизни, не щадя никого, это его практически исповедь. В жизни же, в отличие от литературы, редко бывают красивые финалы. Люди не желают ставить точек, тянут и тянут уже полудохлые отношения, пытаюсь выжать из них все до капли, и в итоге ввязываются в гнусности, вранье и вялые измены, в общем, ставят точку уже тогда, когда от былой красивой любви, с которой все начиналось, ничего не осталось.
Вот и здесь, после очень короткого брака и развода каждый из пары заводит новую семью, но оба встречаются за спинами супругов снова и снова. На заднем плане мелькают жены Нагибина, наплывая одна на другую, но он хочет доказать, что главной в его жизни оставалась все равно эта первая, Даша. Писатель пытается протолкнуть идею, что он вообще однолюб, и если бы жена ему не изменила и они бы не развелись, то он всю жизнь прожил бы с ней единственной душа в душу.
Нагибин разбирает все нюансы поведения своей любимой, рассматривает как под микроскопом все свои эмоции, поступки и чувства, пытаясь понять, почему и как все у них вышло как вышло. При этом он ничуть не женственен, в его тексте есть много такого, знаете, мужицкого, местами грубого до цинизма.
Читать это все довольно увлекательно. Во-первых, интересно было проникнуть в чужой эмоционально-чувственный мир. Во-вторых, в романе много подробностей об устройстве жизни и быта 30-40 годов (даже о контрацепции есть). В третьих, походя упоминаются литературные имена, например, мать его первой жены тесно была знакома с Пастернаком и он там периодически появляется в качестве персонажа. Ну и читается это все легко, я читала весь день, не отрываясь.
В общем, могу смело рекомендовать, если вы любите разбирать чужие рефлексии.