Мы уже не раз рассказывали вам о моде двадцатых годов, о попытке создать новый «модный язык», созвучный идеям нового мира страны победившего пролетариата. Вместе с тем, эти тенденции вплотную пересекались с модой западного мира, которая транслировалась в рядах нэпманов, сумевших быстро сколотить капитал, и имевших средства для индивидуального пошива, а также на страницах ряда женских журналов. Такие журналы, как правило, имели «дореволюционные корни» и были рассчитаны на городскую интеллигенцию.
Однако уже в середине 1920-х гг., несмотря на кажущуюся свободу, нажим государственного аппарата на периодические издания был уже достаточно сильным. Да и аудитория поменялась. Журналам приходилось приспосабливаться к новым правилам жизни и подстраивать тему под новую (или обедневшую старую) аудиторию.
Чтобы не быть голословными, приведем пример модного обзора за февраль 1925 года, который выходил на страницах «Журнала для женщин». Стоит отметить, что рассказ о рафинированной западной моде соседствовал с рекомендациями о выращивании кур и откормке свиней, новостями с фронтов сельского хозяйства страны, переведенными западными рассказами и многим другим. Умиляет даже псевдоним автора.
Письмо из Лондона
Новые драповые пальто и выходные костюмы отличаются простотой формы и четкостью линий. Никакой отделки, кроме крупных, возможно красивых пуговиц и строчки шелком в цвет. Практичнее всего-это отвороты пальто и стояче-отложной воротник, застегнутые в дурную погоду, в теплые дни они открывают красивый бархатный или вышитый жилет. Но такая застежка, столь излюбленная зимой, имеет своих поклонниц, и эта широкая пола скрадывает полноту фигуры, и этот фасон более подходящ для более пожилых особ.
Последняя новинка-это три коротких пелерины, выкроенные по форме и простроченные по краям, - их видно не только на пальто, но и на жакетах, и фасон этот особенно идет к шляпам «директуар» из цилиндрового плюша. Шляпы эти лучше всего в серых оттенках, но черный цвет всегда изящнее и практичнее всех других, и цветные-уже каприз моды и возможны только при многих шляпах. Отделка этих полуцилиндров-то узкая ленточка с плоским бантиком или крошечной пряжкой, то два крыла, соединенные у верхнего края шляпы и падающие, расходясь на борта ее или огромные розетки, на которые идет от 3 1/2 до 5 метров лент.
Носят и шляпы с широкими полями, из черного или темного фетра и бархата, их отделка очень проста: лента, падающая сбоку или сзади, иногда обвивающая шею, или опоясывающая шляпу, или прикрепленная красивым мотивом. Но главное правило при выборе шляп-это то, что она должна итти к лицу, и лучше придерживаться того фасона, который подходит к данному лицу и, выбирая шляпу, надо помнить: придется ли ее носить ежедневно, или при всякой погоде, или только надевать ее, когда захочешь. Во всяком случае, следует иметь две шляпы, т.е. освежить прошлогоднюю, переделав ее самой для дурной погоды, в нашем журнале даются указания на этот счет. Тогда новая шляпа дольше сохранит свой свежий вид.
Юбки узки, все также коротки для выхода, но для вечерних платьев они делаются длиннее, также и при фасоне «директуар». Талии все еще носят длинные, и прямые платья не утратили своей популярности.
Вот типы платьев, пользующиеся наибольшим успехом: темно-синие платье из легкого сукна, совершенно прямое, но скроенное так искусно, что короткая юбка не мешает ходьбе, - единственная отделка-это широкая вышитая полоса-кушак, гораздо ниже отсутствующей талии, он-то и определяет место того, что по старой привычке еще называется «юбкой». Ворот едва открыт круглым вырезом, открывающим контуры шеи, застежка идет до вышитой полосы, но узкая лента-вставка из материи цвета старого золота идет до конца платья. Застежка, ворот и длинные гладкие рукава, заканчивающиеся раструбом, окаймлены легкой вышивкой от темно-коричневого до бледно-желтого тонов по самой материи, вдоль каймы старого золота. Полоса не нашита, а вышита на самой материи платья. На коричневом платье вышивка будет хороша в синих и бирюзовых тонах. На черном, - чем она пестрее, тем лучше, но полоса цвета старого золота лучше всякого другого (кроме черного бархата) оттенит шею и оживит платье.
Драпированные: драпированный передник идет от правого плеча и собран сбоку длинной талии под роскошной розеткой, блестящей пряжкой или плоским, круглым цветком. Хорош он из кружева, тогда надо взять и широкие кружевные рукава. Но, пожалуй, он еще лучше из той же материи, что и платье. Для этого фасона надо выбирать мягкие материи, драпирующиеся красивыми складками.
Очень практичен гладкий передник, позволяющий переделку платьев. Иногда эта гладкая или сплисированная вставка темная на светлом платье, или наоборот,- иногда длинная туника, с глубоким вырезом и длинными рукавами, разрезана на 3/4 метра к талии и выказывает черный бархатный передник, мелькающий в разрезах при ходьбе. Хорошо это соединение черного бархата с гелиотроповым цветом, розового дерева или черно-зеленым кашемиром. Иногда разрез подола и ворота окаймлены легкой вышивкой, иногда-тесьмой, или просто строчкой. Очень красив гладкий бархатный угол, открываемый верхним разрезом туники. На такую вставку достаточно метра с четвертью хорошего вельвета. Для высокой или немолодой особы-довольно 1 1/2 метра. Цветной вельвет наряднее, но хотя и к нему можно подобрать два тюника (разных), - черный поддается всевозможным сочетаниям.
Фэнси