Кроме «пряток» и «салочек» в годы советского детства были игры, которые порой заканчивались очень плачевно: ранениями и даже смертью его участников. Все ли дети играли в такие опасные для жизни игры?
Вот как об этом написал автор комментария (о нём я упомянула в первой статье об играх):
«…Вы когда ни будь болты кидали с селитрой от спичек, вы знаете что такое карбид, и что с ним можно делать, вы делали когда-нибудь пугачи, Вы делали когда-нибудь дымовухи, Вы знаете что такое пистоны, время такое было, все пацаны через это прошли, можно спросить кто не делал такое…»
Он утверждает, что это так, что все пацаны прошли через опасные игры.
Так, да не совсем.
Причины распространения опасных детских игр в СССР
#Опасные игры были очень распространены в малых городах CCCP и в рабочих посёлках, а страна после войны как раз порывалась стройками в массовом масштабе.
Не будем забывать, что игровая #культура детства естественным образом передавалась от старшего поколения детей к младшему, и никак иначе. /Разумеется, и взрослые могли принимать в этом участие./
Но такие поселения людей, как посёлки, не имели канала передачи культуры детства, потому что они (в отличие от деревень и городов) создавались искусственно, при каком-либо открывающемся промышленном предприятии, при каком-либо городе.
♥Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Жители посёлков состояли из «понаехавшей, либо завезённой» молодёжи примерно одного возраста, оторванной от своих корней.
Вся, народившаяся чуть позже в посёлках, детвора не имела в наличии старшего поколения детей – как образца детской культуры. Не было в посёлках и старшего мудрого поколения, чтобы контролировать юное поколение.
Зато опыт могли передавать взрослые жители посёлков, имевшие асоциальное поведение и мировоззрение.
А если ещё учесть, что с окончания Великой Отечественной войны прошло ещё немного времени – всюду хватало бесхозного стреляющего «железа», которое дети также использовали для своих опасных экспериментов.
Про специфичность социализации детей в посёлке, можно говорить долго. В сёлах-деревнях любой ребёнок был «как на ладони», у него и #старшие друзья были, и старики «поучали жизни», если что. А в посёлках дети просто перенимали без критического осмысления, разные сомнительные вещи от сомнительных же людей.
Наши друзья-мальчишки, пусть и в меньшей мере, но кое-что успевали перенимать в детстве по этим каналам. Я ведь тоже выросла в посёлке, как описывала.
Что я помню из арсенала опасных игр советского детства?
Я помню:
- #самострелы из прищепок, стрелявшие горящими спичками;
- #поджиги в виде трубочки, заправляемой селитрой;
- #рогатки из V-образных веток, стрелявшие ягодами рябины, шариками из скомканной бумаги;
- трубочки, из которых плевались теми же ягодами и шариками из пластилина;
- бросание в костёр кусочков шифера, которые трещали и взрывались с искрами;
- бросание в лужи кусочков материала под названием #карбид , которые очень сильно шипели;
- разнообразное использование "боеприпасов" детских пистолетов, называемых - #пистоны , взрывание их по одному и сразу нескольких;
- изготовление пластмассовых кулонов из расплавленной на огне в столовой ложке, а затем остуженной, пластмассы.
Наверное, опасных игр было ещё больше, но забылось со временем.
Игра «Ножички».
Приведу в пример игру «Ножички», которая, как вы сами понимаете, тоже могла быть перенята детьми только от людей специфической культуры. Но игра нам нравилась.
Ход игры. На земле рисуется большой круг и делится на сектора по количеству игроков.
Все становятся на свои участки и начинают по-очереди бросать ножик в "землю" соседа.
Если #нож воткнулся, от участка соседа «земля» отрезается в пользу бросившего.
♥Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Если #ножик упал – ход пропускается.
Задача игроков по истине Наполеоновская: забрать себе как можно больше «земли» соседей.)))
__________________________________
Поделитесь – в какие игры: опасные или вполне невинные вы играли во время своего детства?
Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.
Всем мира и добра!