Рик Уэйкман - это эдакий живущий бог прогрессивного рока: когда он заявляет о выпуске своего нового альбома, все его последователи невольно склоняют головы в почтении и уважении, а энтузиасты клавишного звучания вообще падают ниц. Человеку нынче, знаете ли, уже семьдесят один год, а он не только продолжает записывать новые альбомы, но и активно участвует в целом множестве сайд-проектов, даёт один концерт за другим и даже пишет статьи для журналов Classic Rock и Prog Rock (которые, в основном, похожи на бесконечное ворчание престарелого посетителя пенсионного фонда, но всё же). Правда, стоит отметить, что в последнее время он как-то забросил то, за счёт чего он в своё время прославился - тот самый прогрессивный рок. Большинство поздних альбомов Рика фактически является классическими записями, где он играет на пианино, вынося на наш суд либо композиции собственного сочинения, либо своеобразные каверы на знаменитые рок-хиты прошлого. Всё это красиво и очень даже неплохо для вечернего прослушивания, но только вот от человека, который, в своё время, стоял у истоков прогрессива, как-то заведомо хочется чего-то более близкого сердцу. И Уэйкман решил нас не разочаровывать, записав "The Red Planet" - свой первый прог-роковый альбом со времён "Out There" (а это был 2003 год).
Для записи "Красной планеты" Рик привлёк ансамбль "English Rock Ensemble", с которым он в последний раз сотрудничал целых семнадцать лет назад. Единственным более-менее заметным участником сей формации является ударник Эш Соан, который за свою карьеру успел поработать с целым спектром легендарных музыкантов, среди которых есть и рокеры, и очевидные деятели поп-культуры. Однако не будем отрицать, что эти инструменталисты определённо являются профессионалами и вносят свой мощный вклад в звучание альбома.
К вопросу о звучании: сам Рик в одном из своих интервью заявил, что "The Red Planet" является сугубо инструментальной записью, в духе его второго сольного альбома "The Six Wives Of Henry VIII". Более того, он раскрыл журналистам секрет, что пластинка будет посвящена планете Марс... чёрт, а я-то думал, что альбом с названием "The Red Planet" рассказывает нам о сыре!! Спасибо, капитан, за прояснение местной концепции!! Однако не будем ёрничать, ибо на самом-то деле местная тематика как нельзя точно олицетворяет не только звучание пластинки, но и её музыкальное наполнение. Во времена золотого века научной фантастики многие соответствующие произведения рассказывали о покорении человечеством Марса и даже о нахождении там инопланетной расы. И даже если в наше время подобные сюжеты кажутся, скажем так, устарелыми и неактуальными, такие роскошные книги как "Марсианские хроники" отнюдь не теряют своей прелести (что уж говорить об их глубоком смысле) - мало того, что они написаны со вкусом и при помощи действительно красивого литературного языка, так ещё во всей этой "марсианской" тематике есть своеобразная винтажность, от которой на душе невольно становится тепло и приятно. То же можно сказать и про "The Red Planet": альбом намерено звучит так, будто он был записан на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века, причём подчёркивается это как аутентичным звучанием клавишных партий, так и размашистой мелодикой, которая будто бы написана в качестве саундтрека к олдскульным космическим операм. И это... замечательно.
Мне невольно хочется сравнить новый альбом Уэйкмана с культовой записью Джеффа Уэйна "Jeff Wayne's Musical Version Of The War Of The Worlds", написанной по мотивам книги Герберта Уэлса "Война миров". Не будем забывать, что пришельцы в этом замечательном произведении прилетели на Землю именно с Марса, а потому я более чем уверен, что параллели здесь более чем уместны. Не удивлюсь, если Рик вдохновлялся именно этим альбомом и именно этой книгой - есть на "The Red Planet" своеобразный налёт того "космического диско", что красной линией проходил через весь "Jeff Wayne's Musical Version Of The War Of The Worlds".
Но на самом деле на новом альбоме Рика намешано много разных стилей - именно поэтому я не считаю уместным его сравнение с "The Six Wives Of Henry VIII": всё таки эта легендарная запись была выдержана в гораздо более прямолинейной манере. Здесь же наблюдается и очевидный прогрессивный рок с симфоническими вставками, и тяжёлый рок, и фанк, и соул, и блюз и даже немного импровизационного джаза - но совсем чуть-чуть, ибо даже невооружённым глазом видно классическую манеру исполнения Уэйкмана.
В большинстве случаев "The Red Planet" обладает так нужной инструментальному альбому динамикой - слушать его не скучно, а местами он захватывает внимание так, что невольно невозможно параллельно заниматься какими-то своими делами. Как и любые хорошие альбомы "The Red Planet" полностью раскрывается перед слушателем лишь при внимательном и осознанном прослушивании. Хотя я буду первым, кто скажет, что в некоторые моменты я искренне скучал по вокальным партиям - не знаю как вам, но лично мне кажется, что концепция Уэйкмана ещё лучше бы раскрылась при использовании лирики. Конечно, это отнюдь не то, чего слушатели ждут от Рика, ибо его сольное творчество как раз-таки известно своими инструментальными пластинками, но почему-то в моём восприятии именно на этот релиз просто-таки просится несколько талантливых певцов.
"The Red Planet" не ломает стереотипы и даже не является искрой, коя приведёт музыку современности к революции, - но этого никто и не требует от семидесятилетнего музыканта. Это очень винтажная и располагающая к себе запись, которая демонстрирует нам не только профессионализм музыканта, но и его бурную фантазию, которая отнюдь не утихает с годами. Кто-то может назвать всё это дело некрофилией, но лично я считаю, что любой индивидуум, а особенно творческий, должен раскрывать свой потенциал до самой своей смерти - а лично мне кажется, что Рик как раз-таки не успокоится до того момента, как тьма не закроет его усталые глаза, и мир не лишится очередного бога рок-музыки.