Директор КГБОУ «Детский дом 5»
Заслуженный учитель РФ, Отличник просвещения
Адрес: 680051, г. Хабаровск, ул. Суворова, д. 55.
Дом, где согреваются сердца
Коллектив Краевого государственного бюджетного учреждения «Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 5» города Хабаровска – не только команда единомышленников. Это педагоги, про которых можно сказать, что они стали вторыми родителями для своих воспитанников.
6 сентября 2007 года путём слияния школы-интерната № 7 и Детского дома № 6 создано Муниципальное образовательное учреждение «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Впоследствии произошёл ряд изменений в названии. Сегодня это «Детский дом 5».
В такие учреждения попадают ребята разные, со сложной судьбой и непростым характером. От педагогов требуется терпение, тактичность, профессионализм, огромная любовь к детям и своему делу. У Лидии Филипповны Мартыновой – заслуженного учителя России – педагогический стаж сорок лет. Из них она десять лет руководит детским домом, который в 2017 году отметил десятилетний юбилей. Есть в коллективе отличники народного просвещения, почётные работники общего образования, большинство сотрудников отмечены грамотами Министерства образования РФ и Министерства образования Хабаровского края. Все они – люди увлечённые, профессионалы своего дела.
Десятилетие работы «Детского дома 5» – это сложный путь к вершинам педагогического мастерства. В июне 2012 года коллектив победил в Международном открытом конкурсе со своим проектом «Родня», суть которого – восстановление родственных связей и отношений между братьями и сёстрами, проживающими в разных детских домах. Благодаря этому проекту воссоединено почти двадцать семей.
В 2015 году детский дом стал победителем сразу двух престижных всероссийских конкурсов: «Здоровое поколение» и «Стартуем вместе». В юбилейном году коллектив взял новую высоту, став одним из победителей во II Всероссийском конкурсе «Семейный фарватер – 2017».
Процесс обучения и воспитания в детском доме направлен на создание условий, приближенных к семейному проживанию и воспитанию, чтобы дети не чувствовали себя обделёнными ни в материальном, ни в духовном плане. Задача педагогов – научить детей жить в большом мире, в обстоятельствах, с которыми им придётся столкнуться во взрослой жизни.
Подходя индивидуально к каждому ребёнку, нужно максимально выявить его позитивные способности. Для этого коллективом Детского дома разработан ряд программ. Дети не остаются в стороне от проектной и спортивной деятельности. Самими ребятами придуманы и реализованы проекты: «Аниме», «Зона отдыха из камня», «Инклюзивный театр». Все желающие могут попробовать себя в творчестве на занятиях кружка «Креативное рукоделие» и театра «Зазеркалье», научиться танцевать в студии «Азарт». Важно то, что во всех программах и проектах задействованы воспитанники с ограниченными возможностями здоровья.
Таланты не замыкаются в стенах детского дома. Ребята активно участвуют и побеждают в городских, краевых и всероссийских конкурсах: «Залп «Авроры», «Приамурские узоры», «Чародейка-зима», «Дружба народов» и других.
Для успешности образовательного процесса, а также организации быта и досуга ребят созданы все условия. Есть актовый зал, столовая, медицинский кабинет, комната «Татьянин день», комната релаксации. Кабинеты оборудованы по самым современным стандартам. Спальни воспитанников обставлены по-домашнему уютно. Спортивные и оздоровительные занятия проводятся в оборудованном спортзале и на спортплощадках. Ребята с удовольствием выезжают на соревнования, успешно на них выступают, занимая призовые места.
Чтобы дети могли беспрепятственно реализовывать свои таланты, у них должно быть хорошее здоровье. Это обеспечивается постоянным медицинским наблюдением. Для оптимального развития воспитанников и предупреждения заболеваний регулярно проводятся диспансеризация и профилактические мероприятия. Уже более пяти лет дети не болеют простудными заболеваниями.
Большое значение имеет общение ребят с друзьями вне стен детского дома, как с ровесниками, так и со взрослыми. Среди попечителей заведения – директора ведущих предприятий Хабаровска, предприниматели, члены общественных объединений, представители вооружённых сил, транспортной полиции и других организаций.
Мероприятия, проводимые совместно с попечителями, обогащают жизнь детей эмоционально, мотивируют их на постановку и достижение положительных целей в жизни, уменьшают страх перед будущим. Особое место в адаптации ребят занимают сеансы каннис-терапии – общения с четвероногими друзьями. Соревнования, катание на нартах, показательные выступления собак, аджилити[1] хорошо сказываются на психологическом состоянии воспитанников.
Деятельность педагогического коллектива не ограничивается рамками воспитательного и учебного процесса. Служба по профилактике социального сиротства – структурное подразделение «Детского дома 5». Ответственные за эту службу осуществляют в полной мере полномочия органа опеки и попечительства. Они выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в установлении опеки, изучают условия жизни таких детей и их семей.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении ведётся в непрерывном режиме. При этом педагоги руководствуются принципами: индивидуальный подход, законность, комплексность, взаимодействие, опора на позитив. Целью является психологическая и социальная реабилитация (в первую очередь, детей), решение материальных проблем через трудоустройство взрослых членов семей, правовая защита и вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Коллектив детского дома не останавливается на достигнутом, постоянно повышая квалификацию сотрудников. Важнейшим средством здесь является методическая работа, все формы которой направлены на развитие мастерства педагога. Осуществляется наставничество над молодыми специалистами.
На сегодняшний день в детском доме проживает шестьдесят воспитанников. Все они учатся в близлежащих школах. За десять лет вышли в большой мир сто пять ребят. Каждый из них, опираясь на знания и навыки, полученные во время пребывания в детском доме, по-своему обустроил взрослую жизнь. Благодаря постинтернатному сопровождению, все выпускники получили востребованные на рынке труда профессии, жильё, успешно адаптировались. Все они с теплом вспоминают тех, кто дал им шанс стать полноправными членами общества, гражданами большой страны, а также Дом, в котором были согреты их детские сердца.
Татьяна Гурышкина
[1] Сегодня аджúлити представляет собой комплекс спортивных соревнований, заключающихся в скоростном преодолении участниками полосы препятствий. В состязаниях принимают непосредственное участие как питомец, выполняющий упражнения, так и хозяин, отдающий команды жестами и голосом и направляющий своего подопечного, поэтому такие мероприятия носят командный характер. В основу этого спорта положен именно налаженный контакт между человеком и животным.(Источник: «Аджилити для собак – особенности, виды, правила, подходящие породы» https://dogtricks.ru/sport/adzhiliti)
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!