В конце 60-х, начале 70-х очень непростая ситуация была с безопасностью простых людей. Расскажу на примере своего города. Но так, думаю, было везде, или почти везде, общался на эту тему с людьми с других регионов.
После войны прошло каких-то двадцать лет, люди жили не богато и за зимнюю шапку, или перчатки могли покалечить. Я уже молчу про деньги. Часто бывали случаи, когда отбирали что-то из одежды. Я жил в шахтёрском поселке, зарплату тогда получали наличкой, а рядом с шахтой частный сектор и пивнушка. Шахтёры заходили туда и отмечали получку, в магазине брали ещё что-нибудь покрепче. Вечером расходились по домам, а автобусы ходили редко, пешком до посёлка минут двадцать ходьбы.
Ну и часто их встречали на дороге "джентльмены удачи", особенно одиночек. Ну и приплыл голубчик! Забирали всё, и деньги, и из одежды, если что-то добротное. Этих грабителей ловили и садили, но появлялись новые любители наживы. Иногда им давали отпор.
Товарищ работе, Николай, рассказывал, он после армии завербовался на строительство Устъ-Илимской ГЭС, в конце 60-х. Там тоже примерно также было. Рабочие после получки шли в забегаловку и отмечали это дело. В город надо было пройти через небольшой мостик, на нем грабители часто нападали на работяг и забирали деньги. Как-то, после такого мероприятия, Коля шел по этому мостику домой, а навстречу трое парней.
Потребовали у него денег. А он ходил в армейских сапогах и за голенищем носил большую отвёртку. Достал он ее и, без разговора ткнул в живот одного из них. Остальные убежали. Он вызвал милицию, а паренек оказался не простым, сын какого-то партийного начальника. Короче говоря, дали Николаю три года.
А у меня был такой случай, мы в девятом классе отмечали 8-е марта у одной девчёнки. Сейчас бы это обозвали вечеринкой. Мы с одноклассником поехали ко мне домой, за кассетами с хорошей музыкой на автобусе. Выходим на остановке, нас отзывают в сторону два мужика. А у друга были кожаные перчатки, они и говорят, мол снимай. А нам ещё по шестнадцать не было.
Мы, ноги в руки и дали дёру, а до дома метров триста. Тут из подъезда выходит мой старший брат.
- Вы куда летите, как угорелые?
- Да у нас перчатки хотели отобрать!
- Бегом за мной.
Развернулись мы на 180 градусов и бежим обратно. А эти два чудака, на букву эм, идут на встречу, вразвалочку. Брат отметелил того, что повыше и здоровее, а мы с одноклассником более мелкого. Короче, оба там остались лежать. Кстати, потом я с этим длинным в одном звене работал, на шахте, в забое. Может быть он меня не узнал, а я промолчал. Здоровенький был, брат говорил, что кое-как его с ног сбил.
В более крупных городах продавали кирпич. Идет мужчина вечером домой, а навстречу три амбала. Протягивают ему кирпич, завёрнутый в газету.
- Мужик, покупай кирпич, за пятёрку отдадим.
Тот понимает, что если не купит, то получит этим кирпичом по голове,
Или еще ситуация, тоже в позднее время. Навстречу идет девушка в пальто (шубе).
- Чебурашку не видел?
- Нет (да).
Она распахивает пальто, а там ничего - голая.
Следом идут лихие ребята.
- Мужик, чебурашку посмотрел, гони деньги!
В середине 70-х все это как-то постепенно прекратилось.
Интересно, что при этом, ключ под ковриком, или в почтовом ящике было обыденным явлением.
Спасибо за внимание, друзья. Желаю всем крепкого здоровья и удачи!
Дремучая Сибирь всегда на проводе. )